Лиза, Феликс и осенние листья

Надя БИРРУ | Современная проза

В прудах плавали рыжие листья. Лиза бродила долго и без устали – по лесу, по лужайкам, глядела на воду, не думала ни о чём. Иногда она останавливалась, обняв дерево, и замирала так, точно прислушиваясь. Отсюда, издалека, чужие бури её не доставали. Казалось, там, вдали, идёт спектакль, написанный неумелым драматургом с целью позабавить и заинтересовать одного-единственного зрителя. Но и воображение, и слух, и глаза устали от криков, от ирреальности далёких видений. Наступивший теперь покой был желанен. Он ничего не обещал и потому не обманывал.

А рядом был друг. Он был всегда поблизости – надёжный и молчаливый. Он заботился о ней как о ребёнке, и ничего не просил взамен.

И небо было синим. Солнце цвело, грело ласково, не обжигая. Мир был тих и прекрасен. В нём вызревала гармония неподвижности. Всякий посторонний звук или движение причиняли боль… Всё-таки ей не хотелось быть жестокой. Напротив, она надеялась внести покой в его душу, а может, в две души? Но нет, мысли о Тане были слишком остры и опаляющи, и Лиза гнала их со страхом ребёнка, увидевшего дурной сон.

В своих скитаниях по лесу, одна или с Феликсом, Лиза иногда достигала такого единения с природой, что казалось: ещё немного – и она сама превратится в дерево, и руки её застынут неподвижно, отражаясь в тихих водах, и по гибкому телу, обросшему жёсткой корой, никогда уже не пробежит горячая дрожь… никогда… Феликс неслышно подходил сзади, брал её за плечи и уводил домой. Она не возражала, но, покорно идя рядом, чувствовала с бесконечной ясностью, что этот покой – не её, она не сможет здесь остаться.

– Ты никогда не снишься мне, – сказала она как-то тихо, и Феликс печально улыбнулся в ответ:

– Это потому, что я всегда рядом.

Лиза покачала головой и умолкла. Так она могла молчать часами, днями, неделями, потому что сама она даже не замечала своего молчания. Душа её была полна. Боль переросла все пределы. Бороться не было сил. Но выход был, она нашла его сама, и, когда сказала об этом Феликсу, он едва не расплакался. Он был счастлив, как ребёнок.

– Хорошо! Всё как ты захочешь!

Его молчаливое ожидание, казалось, было вознаграждено сполна.

– Когда я была маленькой…

– Ты и сейчас маленькая!

– Молчи, не перебивай!.. Лет в семь, наверное, у меня была мечта: жить в лесу, вдали от людей, в деревянном доме, и чтобы у меня были животные – лошадь, корова, коза, кошка, собака, ну, может, белки-кролики-птички какие, я только хорошо помню корову и лошадь…

– И козу!

– Феликс!

– Так в чём дело? Давай осуществим! Лес есть, наверняка там и домики есть, лесники же живут. Ну а уж лошадь, коза, корова и собака – и вовсе не проблема.

Лиза посмотрела на Феликса – как всегда, он воспринимал её серьёзно. Наверное, только он один. А она? Она воспринимала его серьёзно?

– Давай поженимся! – сказала она. Феликс просто подпрыгнул так, что Лиза едва не упала с дивана. Потом заключил её в объятия без слов и какое-то время сжимал, не давая ей ни вздохнуть, ни пошевелиться. Потом вытер глаза, уселся удобно напротив и сказал:

– Рассказывай!

Отрывок из романа «Прощальная прелюдия, или Прогулка под дождём»

Нашествие божьих коровок

Когда все были дома, стеклянная дверь, ведущая на террасу и дальше в глубину сада, всегда оставалась открытой. В хорошую тёплую погоду по вечерам семейство ужинало здесь. Если в это время неожиданно начинал накрапывать дождик, хозяин нажимал на кнопочку в стене, и над террасой появлялась крыша… Становилось ещё уютнее – кушать, беседовать, смотреть на дождь, слушать его незатейливую, но никогда не надоедающую песню…

В остальное же время терраса и простирающийся сразу же за ней уголок сада, где между спускающихся до самой земли кустов и изгородью вилась едва приметная тропинка, оставались наиболее уединёнными. Здесь никто не бывал… кроме Натали. Она всегда находила для себя такие вот тихие прекрасные места, где могла побыть наедине с природой.

Но в этот день здесь начало происходить что-то невероятное и необъяснимое.

День был жаркий, солнечный, совсем летний, время приближалось к обеду. Натали вышла подмести террасу – да так и застыла удивлённо… В воздухе, точно крошечные самолётики, мелькали… божьи коровки. Видимо-невидимо. Белая стена дома вся покрылась маленькими разноцветными тельцами, точно платье в горошек. Натали даже не успела подумать: «Вот это да!», как на её обнажённые руки и плечи приземлилось несколько подружек. Это было не страшно, напротив, очень мило. Сердце её вдруг обрадовалось, взыграло, точно от какого-то счастливого предзнаменования, точно этот огромный живой мир на своём причудливом языке символов и знаков передавал ей какое-
то удивительно приятное послание, и хотя умом она его пока не понимала, но внезапная живая радость в душе сказала ей смысл: «Всё будет хорошо! Очень-очень хорошо! Смотри на нас и верь!»

И пока Натали подметала террасу, греясь в ласковых лучах солнышка, и пока поливала свои любимые цветы и розы, и потом, когда пристроилась на любимом месте у кринички – перекусить, отдохнуть, – маленькие посланницы неба всё так же летали вокруг, доверчиво садились на её руки и ноги, снова взлетали, кружились вокруг в замысловатом танце-полёте… Ах, это было прекрасно, как в сказке! Никогда ещё Натали не видела такого чуда… Но оказалось, это были ещё не все дары и чудеса этого удивительного дня…

Говорящее дерево

Ближе к вечеру она отправилась на прогулку, свернув через поля в сторону, куда до сих пор ещё ни разу не ходила.

Сначала прошла мимо нескольких домов, вдоль которых росли клёны с тонкими резными листьями, тёмно-красными и бордовыми, и кусты с чёрными ягодами и опять же яркими листьями всех оттенков красного… Натали долго рассматривала листья, пропуская их сквозь пальцы… Ей мало было только любоваться красотой, ей хотелось ощутить, прикоснуться, почувствовать фактуру и запах… Дальше дорога увела её в поля, где попадались островки леса, деревья росли в нескольких метрах от дороги, по которой прогуливалась Натали. Она шла неторопливо, рассматривая всё вокруг, точно вдыхая в себя этот вечер со всем, что было в нём… И в этот момент её внимание привлекло одно дерево. Сосна. Почему-то оно показалось ей особенным, захотелось подойти и понять, в чём дело. И поскольку Натали никуда не спешила, она свернула с дороги и направилась через луг к дереву.

Оно было не очень высоким, раскидистым, ветвистым. Тёплая шершавая кора его интенсивно пахла смолой, выступавшей то тут, то там… Смола – ладан… Но самым удивительным было вот что: на стволе дерева и вокруг него… полным-полно было божьих коровок! Как удивительно! Только здесь, только вокруг этого дерева повторилось то же, что было перед обедом на террасе, – крылатые подружки окружили Натали, стали приземляться на её одежду, руки, пальцы… Натали сфотографировалась с одной на добрую память, потом на несколько секунд прижалась щекой к тёплому стволу дерева и так замерла, закрыв глаза. Было хорошо. Пахло ладаном. Она открыла глаза – и прямо перед ними увидела такую пахучую янтарную «слёзку». «Ты ведь не будешь возражать, если я возьму немного себе? На память? – спросила Натали. – И тогда у меня в комнате будет кусочек тебя…» От дерева пришло молчаливое согласие. Оно само хотело того же. Натали осторожно отковырнула кусочек смолы, нашла в кармане пакетик от салфеток и завернула в него смолу, провела ласково рукой по коре сосны, прощаясь… Она не сразу вернулась на дорогу – подошла ещё к некоторым соседним деревьям – и соснам, и другим… Нет, больше нигде не было божьих коровок. Точно, то дерево было особенным!

Натали вышла на дорогу и продолжила свой путь. Думала о Самире. Где-то он сейчас, светлая душа? Может быть, далеко-далеко, у Бога, в неведомых мирах… А может быть, смотрит сейчас с высоты из-за облаков, как она гуляет здесь среди полей. Вокруг так красиво. Ему хотелось посмотреть Германию, хотелось встретиться…

Так она дошла до какой-то деревеньки, прошла её всю и повернула обратно.

Воздух стал свежее. Солнце спустилось ниже, уже готовое спрятаться за горизонт. Натали немного утомилась. Ах, если б не это… Она бы шла и шла, любовалась бы красотой бренного мира… Лицо неба менялось каждую минуту, рисуя прекрасные вдохновенные картины из лучей и облаков. Никого не было, вокруг царила тишина, только иногда, очень редко, вдалеке по дороге проезжала машина, и через пару минут всё стихало опять.

Теперь Натали возвращалась по уже знакомой дороге, так что она меньше смотрела вокруг и всё больше погружалась в свои мысли… и вдруг она остановилась. Ни с того ни с сего, точно наткнувшись на невидимое нечто. Натали повернула голову вправо… она стояла как раз напротив своего дерева! Это оно остановило её своим безмолвным окликом. Ах! Натали снова устремилась к нему… Видишь, дерево! Ты заставило меня почувствовать себя. Это ты меня позвало. Это ты захотело нашего знакомства!.. Натали плакала, обнявши своё дерево, и её слёзы капали на пахучий ствол сосны, а вокруг танцевали божьи коровки…

Две главы из нового романа «Натали: искусство жить»

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: