Куда послала мужа, или Поиски продолжаются

Галина ГУСЕВА | Современная проза

В этом году моего мужа, Хрящева Бориса, пригласили в полярную экспедицию в качестве капитана яхты «Alter ego». Времени на обдумывание решения не было: если задержится яхта с выходом – не успеют дойти до архипелага по свободной воде. Выйти позже – значит сорвать экспедицию или вмерзнуть во льды. Авантюрист в душе, мой муж согласился почти сразу. Проводив его в поход через десять дней после того, как ему сделали это предложение, я решила побольше узнать о целях и задачах экспедиции и в какой мере мне за мужа волноваться.

Из обрывков фраз и доклада идейного вдохновителя похода, Марии Гаврило, я поняла, что за последние три года Русское географическое общество совершает третью экспедицию к берегам архипелага Земли Франца-Иосифа с целью изучения флоры и фауны и проблем арктической экологии, и все же одна из главных причин – поиски следов пропавшей полярной экспедиции Брусилова на «Святой Анне». Но так уж вышло, что искали «Анну», а нашли «Эйру».

В 1881–1882 годах, осваивая Арктику в этих местах, осталась на вынужденную зимовку английская экспедиция Бенджамина Ли Смита, после того как затонула его шхуна «Эйра», раздавленная льдами. Команда спаслась, и труды Ли Смита не пропали даром: его картами с очертаниями берегов и островов с успехом пользуются до сих пор полярные мореплаватели.

Эта находка дала толчок к новым исследованиям.

Но напомню, с чего все началось, – о первых русских экспедициях, которые принесли огромную славу и пользу нашей стране и всему мореплаванию, несмотря на то что эти знаменитые исследователи не вернулись домой.

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций, которые мало что узнали о пропавших героях-исследователях.

Что послужило идеей этим замечательным полярникам отправиться в Арктику практически в одно и то же время?

Было несколько причин. Во-первых, близилась значительная дата – триста лет династии Романовых в 1913 году. Вторая причина – первые исследования Русанова островов архипелагов Шпицбергена и Новой Земли доказали наличие там полезных ископаемых. Третья – поиск торгового пути в Сибирь Северным морским путем. Четвертая – исследовать до сих пор малоизученные берега, острова и проливы. Пятая – изучение течений Баренцева и Карского морей. Шестая – на нашей земле безнаказанно промышляли норвежцы, которым следовало напомнить, кто в доме хозяин. Ну и другие исследования: метеорологические, гидрологические, мир флоры и фауны.

Владимир Русанов к тому времени уже имел за плечами большой опыт исследования арктических земель и слыл отличным геологом, гидрографом, метеорологом, написал ряд статей по наблюдению и изучению морских течений и другим темам. Тщательно изучив причины неудач всех предпринимавшихся попыток проникнуть в глубь Северного Ледовитого океана, Русанов пришел к выводу, что основной ошибкой являлся неправильный выбор пути, что в Карское море надо идти не под берегом материка, где льды особенно непроходимы, а либо вокруг Новой Земли, либо через пролив Маточкин Шар. Все его экспедиции были удачными. Он имел огромный вес в научных кругах. Но… он к тому же был ярым революционером. Все это помогало ему в подготовках к экспедициям, и последнее обстоятельство играло в этом не последнюю роль. (Простите за эту и последующую тавтологию.)

Последняя экспедиция В. Л. Русанова, на Шпицберген, началась 09.07.12 на парусно-моторной двадцатичетырехтонной шхуне «Геркулес» (капитан А. Кучин). Выполнив все намеченные работы и отослав на Большую землю с тремя членами экипажа весь собранный материал, Русанов двинулся дальше к Новой Земле, откуда из пролива Маточкин Шар отправил последнюю свою телеграмму. В ней говорилось о его планах продвигаться далее на восток и попытаться достичь Берингова моря. Здесь же он докладывал о достаточном провианте на судне и хорошем самочувствии всех членов экипажа.

О дальнейшем продвижении судна и его экипажа мы точно пока ничего не знаем, хотя разные версии в Интернете имеются.

В свою последнюю экспедицию Георгий Брусилов, сын знаменитого адмирала и племянник московского землевладельца (судно было переименовано в честь супруги дяди, пожертвовавшей на экспедицию значительную сумму), вышел 28 июля (10 августа) 1912 года на паровой шхуне «Святая Анна» из Санкт-Петербурга. Обогнув Скандинавский полуостров, Брусилов зашел в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный), чтобы поменять часть экипажа и пополнить провиант. На борту оказалось только семь профессиональных моряков из всего экипажа. 28 августа (10 сентября) судно отправилось в путь. У Брусилова не было в планах оказаться у берегов архипелага Земли Франца-Иосифа, он хотел пройти на восток Северным морским путем. Но, войдя в Карское море, шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья о. Ямал и начала дрейфовать, под воздействием южных ветров, в северном и северо-западном направлениях. В результате дрейфа судно оказалось севернее архипелага Земля Франца-Иосифа.

Пережив две зимовки, в апреле 1914 года экипаж разделился на две группы: одиннадцать человек во главе со старпомом Альбановым ушли на юг, тринадцать остались на судне с Брусиловым. Впоследствии, 28.08.14, Альбанов с матросом Конрадом были подобраны экипажем Седова на мысе Флора. Дальнейшая судьба судна «Святая Анна» и оставшихся на ней обитателей неизвестна. Но много ценных сведений наука получила из отчетов Альбанова, а также мы имеем сведения о их продвижении на юг после выгрузки с судна.

Экспедиция Георгия Седова на «Святом Великомученике Фоке», переименованном в «Михаила Суворина», началась 14 (27) августа 1912 года из Архангельска. Так как Седов выбился из низкого сословия, ему казалось, что великосветское окружение (его жена была дворянкой) постоянно хочет его унизить, оттого вставляет палки в колеса. Желание быть всегда на высоте торопило его организовать экспедицию до празднования юбилея дома Романовых, преподнести царствующей семье подарок в виде научно-исследовательских достижений. Целей своих всенародно он не раскрыл, а объявил экспедицию прогулкой. Естественно, государство в финансах ему отказало, и Седов собирал средства с членов Географического общества и тех, кто в него верил. Кстати, Николай II пожертвовал на экспедицию немалую сумму из личных денег.

Второпях собранная экспедиция дала о себе знать: старое, вбиравшее в себя воду судно, не полностью отремонтированное из-за спешки, скудный провиант, полусгнившая солонина и треска, то, что было заказано, – не подвезено вовремя, собак отлавливали бродячих по всему Архангельску. В последний момент подвезли партию ездовых собак, но они составляли треть от нужного количества для экспедиции. Часть экипажа, в том числе и капитан, видя такую подготовку, списалась с судна, и приходилось добирать народ «с улицы». К тому же грузоподъемность судна оказалась мала, вследствие чего часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения (в том числе примусы) осталась на берегу.

Но, несмотря ни на что, судно двинулось к цели. Два года Седов исследовал острова и берега Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Изучал течения и прибрежные глубины и грунты. Пережил две зимовки. Во время второй зимовки была отправлена в Архангельск группа моряков с бумагами для пересылки в Географическое общество Петербурга. В них содержались результаты исследований и просьба прислать судно с запасом продовольствия и другого снаряжения, что так и не было выполнено.

В феврале 1914 года, оставив судно в Тихой бухте на Земле Франца-Иосифа, Седов с двумя матросами на собаках продолжил путь к Северному полюсу, будучи тяжелобольным цингой. Пройдя всего двести км из двух тысяч, 20 февраля Седов скончался. Похоронили матросы его на южной оконечности острова Рудольфа, могилу соорудили из камней, из лыж сделали крест. В могилу положили флаг, который должен был быть водружен на полюсе. Затем вернулись на судно. По словам этих двух матросов, одна из собак по кличке Фрам осталась у могилы, как ее ни звали, она так и не вернулась. (В 1929 гоу экспедиция В. Самойловича пыталась найти могилу, но безуспешно. В 30-х годах на северной оконечности о. Рудольфа полярники обнаружили бамбуковое древко флага, который должен был быть установлен на полюсе, и обрывки спецодежды. Есть предположение, что Седов не умер, а продолжил свой путь, отпустив матросов обратно.)

6 марта, чуть не заблудившись, они добрались до «Святого Фоки», и судно отправилось к Архангельску. По пути на судне кончилось топливо. В топку пошла мебель, палубная надстройка и даже переборки. 20 июля 1914 года на старой базе Джексона на мысе Флора они случайно подобрали двоих выживших из экипажа Брусилова.

Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15.08.14 в полуразрушенном состоянии. Здесь их подобрал рейсовый пароход «Император Николай II» и доставил в Архангельск.

Обстоятельства трагедий, постигших экспедиции, до сих пор не выяснены: не найдено захоронение Г. Я. Седова на Земле Франца-Иосифа, не обнаружено до сих пор никаких следов гибели «Св. Анны», не раскрыта и тайна гибели экспедиции Владимира Русанова.

Но кое-какие сведения все же появились.

Географов заинтересовали письма, пришедшие на адрес Дома-музея В. А. Русанова в Орле от старожилов Таймыра А. М. Корчагиной и Л. Н. Абрамовой и, возможно, касающиеся судьбы русановцев.

Не буду переписывать полностью это письмо – оно есть в Интернете, дам здесь только выдержку: «От кочевников-оленеводов я слышал, что еще при царе они где-то на побережье нашли лодку, около которой лежали погибшие люди, а один находился в самой лодке. Число их было нечетное. Кочевники захоронили трупы, обложив их камнями. А двое или трое из этой экспедиции со своим главным начальником еще до гибели остальных сумели дойти до волока. В пути они ослабели, бросили часть груза и позже были найдены замерзшими. Кто их похоронил и сделал надписи на столбиках – неизвестно. Все они прибыли с Большой земли, нашли много полезных ископаемых. В могилы захороненных на лесной тропе, как передавали оленеводы-кочевники, были положены в деревянном ящичке рукописи и документы погибших».

А вот сообщение Лидии Николаевны Абрамовой, жительницы города Авдеевка Донецкой области: «В 1975 году, проживая в поселке Новорыбное Хатангского района, я разговаривала с преклонного возраста долганкой, которая показывала на самом берегу Хатанги, напротив старого кладбища, две просевшие могилы. По словам долганки, в них еще во времена ее детства, когда здесь постоянного поселения не было, а лишь стойбище кочевников, были похоронены русские – беременная женщина и ее муж, которых еще живых привезли ее родители откуда-то из тундры. Долганка видела, как в могилу женщины были положены какие-то «книги, писанные рукой», которыми очень дорожили умершие».

Так как проверка сведений Корчагиной и Абрамовой связана с поисками и вскрытиями давних захоронений, Географическое общество обратилось за помощью к всесоюзным органам юстиции и поддержало намерение группы туристов из Орла – земляков В. А. Русанова – организовать поход по рекам Пясинского бассейна.

На основе событий экспедиции Брусилова и Седова у Каверина появилась повесть «Два капитана». Многие зачитывались этим литературным шедевром, но узнав, что оно написано на основе реальных событий, стали интересоваться дальнейшей судьбой этих экспедиций. Попытки отыскать их следы были предприняты в 21, 29, 34, 37, 50-х, 70-х годах, в 2010-х, а также в наши дни.

В 1934 году у западного побережья Карского моря на безымянном острове был найден столб с надписью: «Геркулес, 1913 г.». Сейчас он хранится в музее Арктики-Антарктики в Санкт-Петербурге. Экспедиция из г. Орла, предпринятая в 1977 году, обнаружила останки судна, похожего на «Геркулес», останки нарт, были найдены часы, компас, записная книжка матроса Чукчина, по имени которого был назван остров Попова-Чукчина рядом с полуостровом Таймыр. Эти артефакты хранятся в музее В. Русанова на его родине, в Орле.

В 2000 году новая орловская экспедиция на полуострове Таймыр, в районе горы Минина (?), нашла человеческие останки. Экспертиза показала, что они принадлежат капитану судна «Геркулес» А. Кучину. (Кости найдены без черепа. Специалисты утверждают, что труп не сам здесь оказался, что его сюда затащил медведь.)

В 2013 году по следам экспедиции Русанова идет яхта «Апостол Андрей» (капитан Н. Литау) с высадкой на эти острова и находит там новые артефакты: ножницы, расческа, патроны разных калибров, что приводит к мысли, что русановцы могли разделиться на группы и добраться до этих островов порознь…

Уже заканчивая изучение этих арктических плаваний и написав эту статью, наткнулась на ряд статей последующих поисковых экспедиций и даже фильмов, которые будто сделаны по моему сценарию. Обидно, что наткнулась на них после того, как потратила на статью трое суток, а не до того. Ведь написано уже о трех капитанах много. Зачем писала? Впрочем, писала, чтобы самой узнать, куда послала мужа.

 

  1. S. Экспедиция мужа закончилась редкой удачей. Был открыт новый пролив, название которому еще обсуждается, образован новый остров, исчезло с лица земли одно из озер в связи с глобальным потеплением климата. Были найдены не только останки яхты «Эйра», но и поднят на борт ряд ценных артефактов: подсвечники, три бронзовые ножки (предположительно) нактоуза в виде змей и ряд других предметов, назначение которых предстоит разгадать специалистам.

Об авторе:

Родилась в 1951 году на Дальнем Востоке, в бухте Ольга Приморского края. В 1956 году уехала с родителями по месту службы отца в Крым, где пошла в школы: среднюю и музыкальную. В 1966 году переехала с семьей в Ленинград. С 1967 по 1971 год училась и окончила Ленинградское музыкально-педагогическое училище № 6.

Сорок лет работала музыкальным руководителем в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга.

С 1983 года занимаясь парусным спортом, в 1993 году получила диплом яхтенного капитана. С 1990 года – постоянный участник и призер отечественных и международных парусных регат на яхтах: «Синяя Птица», «Былина», «Форвард».

В 2000 году вышел первый сборник песен «Тише, мыши, – кот на крыше» (стихи и музыка ее), который быстро разошелся. Этот сборник уже имеет третье издание. С 2006 года начали издаваться сборники песен, серия сценариев детских праздников «Праздник за праздником» (шесть выпусков), мюзикл «Кошки, мышки и пирог», сценарий музыкальной сказки «Золушка».

Наряду с изданием книг публиковалась в педагогических журналах «Детство-пресс», «Музыкальная палитра», «Созвучие», «Колокольчик», а также в журналах «Капитан-клуб» и «Катера и яхты».

В 2018 году вышла в свет ее книга «Морские рассказы».

В тяжелые для страны годы работала на судах загранплавания в качестве матроса, буфетчицы, старпома (3 года). Полгода работала в Америке.

С 2010 года в разных регионах страны проводит мастер-классы для педагогов дошкольных учреждений. Побывала во многих городах Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, Средней Волги, Подмосковья, Кавказа и Крыма.

Любит путешествовать на своей машине и на своей семейной яхте.

С апреля 2017 года пишет маслом. За последние полтора года имела пять персональных выставок.

В данный момент работает музыкальным руководителем в ДОУ, воспитывает внуков и изучает по Интернету живопись. Время от времени пишет рассказы, зарисовки из собственной жизни.

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: