Палатук

Баху-Меседу РАСУЛОВА | Современная проза

1

В высокогорном селе на солнышке сидят пожилые три подружки. Две из них очень внимательно слушают третью, которая впервые побывала в городе. Они удивлены тому, что их подруга за три дня в городе научилась говорить по-русски.

– Как же ты, Асият, смогла запомнить эти слова?!

– Чтобы запомнить слово «палатук» (платок), я представила палас на полу твоего балкона и как я постучу к тебе, «тук». Вот и получается палатук, – ответила высокая краснощёкая горянка Асият, обращаясь к соседке-подруге Аминат.

– А другое слово?

– Чтобы запомнить слово «адавай» (одевай), я представила тебя моей тётей (ада – тётя), которой я говорю «вай» – «ой». Вот и получается слово: «ада» плюс «вай» – равно «адавай».

– А как ты узнала значение этих слов?

– Я сказала бледной пожилой соседке сына: «КIазе шама» (надень платок). Она меня не понимала. Я показала ей, что это значит. Она зашла к себе, принесла узенький кIазе, на лоб его натянешь – затылок показывается, на затылок натянешь – лоб и полголовы не прикрыты. Мне стало её жалко. Как не пожалеть, там все бедные. У них коров, кур, огорода нет. Каждый день бегают то в магазин, то на базар за продуктами. Так же и одежда. Денег нет на ткань, поэтому шьют юбки короткие, платья без рукавов, брюки такие узкие в обтяжку, что боишься: сядет человек, и они разойдутся, швы не выдержат. Я прослезилась, так стало жалко, ой! Одна красивая девушка ходит в таких узких изодранных брюках, коленки даже видны! Вот пожалела и подарила соседке сына свой большой платок с бахромой… Она научилась сказать по-нашему «кIазе шама», а я – по-русски «палатук адавай».

– А как она запомнила наши слова?

– Соседка сына умная и добрая. Как только я, указав на пол, сказала «палас», указав на дверь – «тук», а затем целиком слово «палатук», она сделала указательными пальцами на лбу рога и сказала «беэ-э-э», «козёл», казе.

– Умная – да. А почему ты говоришь, что она добрая?

– Когда я ей сказала, указав на неё: «Ты – Маша, а наоборот – «шама», она понимающе улыбнулась, запомнила слова и сказала «казе шама»…

Подруги помолчали и пожалели городских людей, не имеющих своего огорода, коров, кур. Они чувствовали себя очень обеспеченными и счастливыми. Понимала их и молчала высокая гора, упирающаяся снежной папахой в синее небо.

2

Али, сын Асият, вместе с которым приехала в город посмотреть на его квартиру, в молодости, во время учёбы в вузе в Махачкале, полюбил русскую девушку-однокурсницу. Полюбив Али, она приняла ислам, отказалась от курения, спиртных напитков, от дырявых брюк в обтяжку, от броской косметики, стала одеваться в красивую длинную одежду, прикрывать голову косынкой. Она начала учиться совершать намаз, обещала при его друзьях-парнях и вообще при мужчинах быть скромной, целомудренной, опускать свой взор, не встревать в их беседы… Парень рассказал о своих чувствах родителям, когда приехал помочь им в уборке урожая. Мама была против, она давно мечтала видеть своей невесткой девушку из своего села, которая знает уклад жизни мусульман, традиции и обычаи села, выросла в мусульманской семье и живёт по нормам ислама. Но отец, видя, как сильно сын влюблён в эту девушку, поддержал его выбор, даже похвалил за то, что смог привести невесту на правильный жизненный путь и тем самым открыл ей тропинку к вечной грядущей жизни. Асият знала, как приветствуется в исламе помощь заблудшему человеку, тем более сироте, не знающей своего отца, сойти с грешной и прийти к правильной дороге в жизни, поэтому не стала возражать мужу. Во время зимних каникул в селе по-исламски сыграли скромную свадьбу, как выразился муж Асият, «дабы уберечь молодых от греховных мыслей и влечения». При магаре – загс по-исламски – невеста Али получила исламское имя Амина вместо своего имени Алина. Алина знала, что Амина – имя матери пророка Мухаммада (мир Ему), очень почитаемой в исламе, и с радостью согласилась. Али и Амина в конце июня приехали в село на каникулы, успешно окончив по три курса Махачкалинского педвуза. Амина была беременна, поэтому сестра Али и Асият не давали ей носить тяжести, сами носили молодым воду из родника, учили невестку готовить любимые блюда Али, читать Коран. Молодые, посоветовавшись с родителями Али, перевелись на заочное отделение, Али устроился учителем в сельской школе. Первые месяцы жили счастливо, наслаждались прекрасной горной природой, ходили на прогулку в сосновый лес, в сельский сад. В сентябре – ноябре Амина стала жаловаться мужу, что ей скучно одной, когда он отправляется на работу, а все остальные – на полевые работы, на заготовку сена, дров на зиму.

Зимой глаза молодых уже не излучали радость и счастье, как летом. В декабре Амину отвезли на скорой в районную больницу на сохранение. Когда Асият с дочерью уехали навестить Амину, Али имел с отцом мужской разговор.

– Али, мы все давно заметили, что у вас в семье что-то не ладится, но решили не спрашивать, пока сами не расскажете, поделись с отцом, пока мы одни, – начал Абдулла, не прекращая работу по выделке овечьих шкур. Он был мастером по овчинным тулупам.

– Амина стала меня ревновать. Мне очень больно оттого, что она мне не доверяет, – тихо выдавил из себя Али.

В исламе мужчина должен сам всё наладить в семье, не должен жаловаться никому, поэтому Али в душе не был доволен собою.

– Амина – мусульманка! Она разве не знает, что в исламе прелюбодеяние – великий грех и что ты на это никогда не пойдёшь?!

– Знает, но ревнует оттого, что я отдалился от неё. При таком сроке беременности я не могу при всём желании рисковать и исполнять свой супружеский долг, мне очень трудно ласкать, целовать её, как она хочет, и при этом воздержаться. Сохранение – результат моей страсти, слабости, я поддался искушению.

– Раньше в горах вообще не знали слова «сохранение». Беременным женщинам некогда было скучать, они выполняли все домашние работы наравне со всеми, до самого последнего срока исполняли супружеский долг, были веселы, жизнерадостны и рожали крепких, здоровых детей. Нельзя допустить, чтобы Амина ревновала и нервничала, это отразится на здоровье ребёнка. Чтобы ты смог спокойно лежать с ней в одной постели, целовать, гладить, нежить и при этом не поддаться искушению, ты должен тайно обзавестись второй женой.

При этих словах Али подскочил с табуретки, как будто горящий уголёк с камина «ужалил» его:

– Папа, что ты говоришь?! Она как раз этого и боится, ведь её беременную маму бросил неизвестный ей поныне отец!

– А ты не бросишь её, ни беременную, ни после родов, никогда! Это нужно сделать как раз для сохранения покоя и счастья семьи, чтобы Амина была спокойна и счастлива, а ты не мучился и не дай бог не поддался искушению, не впал тайно в грех. В исламе разрешается взять вторую жену, если долгое время жена не может исполнять супружеский долг, и при этом обе должны чувствовать себя единственными, самыми любимыми, желанными и счастливыми. Для этого мужчина должен иметь очень доброе, любящее и сострадательное сердце, терпение, трудолюбие, огромную ответственность и заботу. Двоежёнство – не наслаждение, а очень большая и тяжёлая ноша, за которую придётся отвечать в Судный день.

– Это невозможно. В селе все всё друг про друга знают.

– Вот молодая, красивая вдова Фатима – двоюродная племянница мамы – одна воспитывает сына, ухаживает за твоей и своей прабабушкой. Аллах вознаградит тебя, если тайно, по-исламски обвенчаешься с ней. Никто ничего не узнает, полуподвальные сараи и амбары прабабушкиного дома имеют вход в сараи и амбары дома Фатимы. В старину это был большой общий дом. Ты, как обычно, пойдёшь рубить дрова и помочь по дому к прабабушке. Закончив работу, по тайному ходу посещаешь вторую жену, по тому же тайному ходу возвращаешься к прабабушке, а оттуда – домой.

– Это несправедливо по отношению к Фатиме. В исламе обеих жён надо любить одинаково.

– Фатима набожная и любит тебя. Она всё поймёт. Твоя мама с детских лет шептала ей как бы в шутку, что она будет её невесткой (твоей женой). Фатима ещё в школьные годы видела тебя своим женихом. Но её отец – двоюродный брат мамы – захотел, чтобы она вышла за состоятельного и состоявшегося мужчину, с машиной и квартирой в городе. После гибели мужа в автокатастрофе она живёт в селе. Если ты согласен, я поговорю с Фатимой, но об этом не должен знать никто, даже мама и сестра…

Эпилог

Асият и её дочка радовались тому, что снова Амина и Али сияют счастьем, что у них родился здоровый и крепкий малыш, а через два года – и девочка. Только Али и Абдулла радовались и сельской семье Али, и городской. Как только забеременела, Фатима с сыном переехала жить в город. В городе, в квартире бывшего мужа, Фатима родила от Али двоих детей. Али – директор сельской школы – часто ездил в командировки и в райцентр, и в Махачкалу. Амина привыкла к этим командировкам, а Фатима никогда не звонила, не беспокоила мужа. Она довольствовалась тем, что Али её любит, приезжает, когда сможет, заботится о ней и детях. Благодаря её мудрости и терпению в селе никто не знал о двоежёнстве Али. Не догадывалась об этом и Амина, которая была окружена любовью мужа, его родни и детей. Любили и уважали её, жену директора школы, коллеги по работе – сельские учителя, а также родители её учеников и односельчане. Вскоре Али сумел купить в Махачкале каркас, сам его отремонтировал. До этого сын Али и Амины – студент вуза – жил в семье Фатимы как родственник. Он подружился и считал братом старшего сына Фатимы, который впоследствии женился на дочери Али и Амины. Фатима, Амина и все их дети подружились. Фатима любила Амину и её детей: дочку – свою невестку и её сына – верного друга своего старшего сына.

Об авторе:

Народный поэт Дагестана, лауреат всероссийских и международных литературных премий, автор более 50 книг поэзии, прозы и публицистики. Часть книг и отдельных произведений переведена на разные языки мира.

Почётный член Интернационального Союза писателей, а также член Союза писателей России и Союза журналистов России; родилась в высокогорном селе Карата Республики Дагестан, окончила Дагестанский государственный университет и Московский литературный институт им. М. Горького
Союза писателей СССР (поэтический семинар Владимира Цыбина). Высокую оценку её творчеству дали Расул Гамзатов и Фазу Алиева. Работала в редакции дагестанской республиканской газеты «Истина» и редактором литературных программ в ГТРК «Дагестан».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: