Шурочка и Кантемир

Николай БАБИЛУНГА | Современная проза

Что ни говорите, а профессия историка иногда щедра на всякие сюрпризы и неожиданности. Бывает – неприятные, но чаще всё же счастливые. Вот и я недавно сделал для себя маленькое, но примечательное открытие. Оказывается, Шурочка Азарова (кто не помнит лихой и отважной девушки из фильма «Гусарская баллада», переодевшейся в военный мундир, чтобы защищать Родину?) в детстве своём воспитывалась на произведениях нашего далёкого предка. Как это могло быть? Начнём по порядку.

Довелось мне участвовать в международной научной конференции, организованной Нижегородским государственным инженерно-экономическим университетом. Конференция проходила в не совсем обычном формате. Все её участники проживали на теплоходе «А. С. Попов», который шёл по Волге и Каме, так что в промежутках между докладами и сообщениями, дискуссиями и спорами была хорошая возможность для реализации интересной культурно-познавательной программы, с посещением городов, музеев, исторических мест и заповедников.

Так я оказался в одном из старейших городов на Каме, который не так давно праздновал своё тысячелетие, – в Елабуге. Здесь родился и писал свои живописные картины художник И. И. Шишкин, здесь жил известный учёный-невропатолог В. М. Бехтерев, здесь трагически окончила свои дни поэтесса М. И. Цветаева. Но особое моё внимание привлёк дом, в котором много лет жила «Шурочка Азарова» из незабываемой «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова.

А точнее, – её прототип, кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова, известная и очень популярная в XIX веке русская писательница с необычной, уникальной судьбой, которая покорила сердце А. С. Пушкина и многих его современников. Несколько слов об этой судьбе, о судьбе, которая своим драматизмом и парадоксальными изгибами реально превосходит все мыслимые фантазии писателей и художников.

Н. Дурова родилась в 1783 г., во времена Екатерины II Великой, а закончила свои дни в 1866 г., в период царствования Александра II Освободителя; она была современницей пяти российских императоров. Родилась девочка в семье гусарского ротмистра и с ранних лет воспитывалась в полковой военной среде, в суровых условиях армейской жизни. Впоследствии сама Дурова вспоминала: «Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами».

Мать девочки Надежда Ивановна, строгая и волевая женщина с крутым нравом, мечтала о сыне и возненавидела родившуюся дочь. Однажды она даже выбросила младенца в окошко кареты, раздражённая его плачем. Окровавленного ребёнка подобрали солдаты, спасли от неминуемой смерти, и отец отдал девочку на воспитание доброму и отзывчивому гусару Астахову, который не так уж и силён был в педагогике, растил Надежду как боевого мальчишку. А когда отец подарил дочери породистого черкесского коня Алкида, езда на нём стала её любимым занятием. Попытки матери приучить дочь к рукоделию и домашнему хозяйству были тщетны, – девочка мечтала о военной карьере, о сражениях и боевом братстве.

Как только Надежда достигла совершеннолетия, родители поспешили выдать замуж этого «гусара в юбке» за тихого и неприметного уездного чиновника, которому через год она подарила сына Ивана. Однако, повторяя в чём-то характер матери, Дурова никаких тёплых родственных чувств к своему ребёнку не испытывала, а тем более – к мужу. В возрасте 23 лет, переодевшись в мужской казачий костюм и срезав локоны, она бросила нелюбимого мужа с ребёнком и ушла из дома в надежде поступить на военную службу. Ушла с полюбившимся ей казачьим есаулом, изображая из себя его денщика.

Однако жизнь в казачьем полку была для Надежды чревата опасностью скорого разоблачения. Дело в том, что казаки не брились, отпускали себе бороды, а потому отсутствие таковой у молодого денщика начинало вызывать подозрения окружающих. Дурова бросает своего есаула и уходит в кавалерийский уланский полк (там бороды были не приняты), назвав себя вымышленным именем помещичьего сына Александра Васильевича Соколова.

Под этим именем Надежда Дурова служила в трёх полках: Коннопольском, Мариупольском гусарском и Литовском уланском. Она участвовала в боях с Наполеоном, показала себя мужественным и бесстрашным воином, была участницей двух заграничных походов русской армии, воевала на Бородинском поле в период Отечественной войны 1812 г.

Эта удивительная женщина в военном мундире прошла путь от рядового до штабс-ротмистра. За спасение жизни раненого офицера она была награждена серебряным Георгиевским крестом и вскоре повышена в чине до унтер-офицера. Никто! Ни единая душа и не догадывалась, кем на самом деле был этот безусый, но лихой и отважный боец, принимавший участие в крупнейших сражениях и кровопролитных боях. Хотя бывали и достаточно острые по опасности разоблачения моменты: дочь одного из командиров, боевого полковника и благородного человека, внезапно влюбилась без ума в юного подпоручика и лила романтические слёзы по возлюбленному. Отец одобрил выбор дочери и ждал от «Соколова» скорейшего предложения руки и сердца; пришлось Н. Дуровой покинуть гусар и срочно переводиться в другую часть, уланскую.

Но, как известно, всё тайное рано или поздно становится явным. Десятилетняя безупречная военная служба «Александра Соколова» (Шурочки Азаровой в великолепном исполнении Ларисы Голубкиной в «Гусарской балладе») могла прерваться скандалом и вселенским позором. Накануне одного из сражений, ожидая для себя неминуемую гибель, Дурова написала письмо к отцу и матери с просьбой простить её за мистификацию, ибо перед бегством из дома она оставила на берегу реки своё платье, инсценируя утопление. И родные оплакивали её в этом качестве. Обрадованный отец обратился к командованию с предложением вернуть дочь, так внезапно исчезнувшую.

Командир полка немедленно разоружил Соколова-Дурову и под усиленной охраной немедленно отправил в Петербург. Можно только представить себе, что думали и говорили сослуживцы, когда узнали, что их боевой товарищ и бравый бесстрашный вояка оказался женщиной…

Однако судьба и на этот раз была милостива к «кавалерист-девице», как потом Дурова назвала себя в книге воспоминаний. Император Александр I Благословенный, до которого дошли слухи об этой истории, пожелал немедленно принять её. В доверительной и откровенной беседе выяснилось, что речь идёт не об авантюре и тем более не о любовной интрижке. Высокие чувства служения царю и Отечеству, желание быть максимально полезной своей Родине – вот что в конечном счёте руководило всеми действиями Надежды Дуровой. А участие наравне с мужчинами в неимоверно тяжёлой воинской службе и смертельно опасных боевых действиях во имя благородной цели придавали ей какой-то ореол святости, сравнимый с подвигами Жанны Д’Арк или античных женских героев, амазонок.

Государь, поражённый этой историей, разрешил Дуровой продолжать службу в армии, более того, произвел её своим приказом в чин поручика и наградил солдатским Георгиевским крестом. Отныне она переводилась в Мариупольский гусарский полк под именем Александр Андреевич Александров (фамилию император дал по своему имени). Тайна была сохранена.

В годы Отечественной войны 1812 г. поручик Александров командовал полуэскадроном гусар, воевал с французами под Смоленском и при Бородине. Получил ранение в ногу. Фельдмаршал М. И. Кутузов, один из немногих людей, знавших подлинную историю Надежды Дуровой, берёт «Александра Александрова» в штаб адъютантом-посыльным. Но, поскольку рана не заживала, Кутузов отправил Дурову домой на излечение.

В 1813 г. Дурова вернулась в действующую армию, воевала в Германии, проявила героизм при взятии города Гамбурга и в 1816 г. оставила службу в чине штабс-ротмистра. Получив военную пенсию, Н. А. Дурова поехала сначала к отцу, в Сарапул, а потом в провинциальную Елабугу, где жил её младший брат Василий Андреевич Дуров, у которого она и поселилась. Здесь, в Елабуге, родились её литературные таланты, здесь появилась рукопись её книги «Записки кавалерист-девицы».

Эту рукопись брат Дуровой показал великому поэту А. С. Пушкину, с которым он был в приятельских отношениях, и рассказал ему о своей сестре с изрядной долей цинизма. Но Пушкин был в восторге. Он прочёл рукопись и высоко отозвался о литературном даре Дуровой, напечатал отрывок из её произведения со своим предисловием в журнале «Современник». В. Г. Белинский, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь – классики и корифеи русской словесности самым высоким образом оценивали это событие в литературной жизни России. Хотя сама автор была недовольна раскрытием её настоящей фамилии, ибо она продолжала жить под именем Александр Александров, обижаясь, если к ней обращались в женском роде. В 1840 г. в Петербурге были напечатаны четыре тома сочинений Дуровой, которые сразу привлекли к себе внимание поднимаемыми проблемами неравенства положения в обществе мужчины и женщины, а также своим необычным сюжетом и простым стилем, незатейливым языком.

Возвратившись из Петербурга, где она писала и издавала свои книги, обратно в Елабугу, Дурова купила дом, в котором и прожила остаток дней. Образ жизни её был достаточно странным и непривычным для той поры. Она носила мужской костюм, курила трубку, любила азартные игры в карты, собирала и подкармливала всех бродячих кошек и собак в округе, называла себя Александровым и требовала от окружающих того же. Когда сын прислал ей письмо с просьбой благословить его на женитьбу, она бросила письмо в печь, не читая, лишь только разглядела слово «Маменька». Ответила потом, всего одним словом – «Благословляю!», когда сын прислал новое письмо, уже к «Александру Андреевичу». В деньгах нужды не испытывала, но жила скромно и одиноко. Несмотря на всеобщую любовь к ней окружающих, общалась в основном с собаками и кошками. Даже отпевать себя она завещала как раба божьего Александра.

Вероятно, какие-то наши продвинутые современники сгоряча припечатают Н. А. Дурову к ЛГБТ-сообществу и наклеят ярлык трансвестизма. Но для вдумчивого и непредвзятого взора, не обременённого нашими современными комплексами и проблемами, обязательно предстанет образ сильной и мужественной личности, патриота и гуманиста, женщины совершенно удивительной судьбы; героический образ, который не стёрся в памяти потомков, а продолжает жить вместе с нами. О ней написаны книги и статьи, пьесы и оперы, сняты художественные и документальные киноленты и даже выпущена памятная монета Центральным банком Российской Федерации. Народ чтит и уважает память об этой женщине и талантливой писательнице с имиджем воина-мужчины, защитника Отечества.

Ныне в том доме в Елабуге, где проживала писательница, находится единственный в России музей-усадьба Н. А. Дуровой. Сотрудники музея ведут большую исследовательскую работу по изучению жизни и творчества этого колоритного персонажа российской истории и культуры. Но лично меня в интерьере дома писательницы привлекла незначительная, на первый взгляд, деталь, на которую остальные посетители вряд ли обращают пристальное внимание. На письменном столе (кабинете-горке, как его тогда называли) середины XIX в. покоится раскрытая книга знакомого нам, молдаванам и русским, автора – Антиоха Кантемира.

Причём, по словам сотрудников музея, эта книга вовсе не случайно оказалась тут. В юные годы Надежда Дурова действительно читала и знала произведения нашего земляка, выходца из Молдавского княжества, русского дипломата, писателя и учёного Антиоха Кантемира. Следовательно, не будет ошибкой предположить, что на формирование мировоззрения и взглядов загадочной и незаурядной личности, какой была Н. Дурова, Кантемир оказал определённое, возможно, немалое влияние. А много ли мы о нём знаем? Кроме того, что он был сыном молдавского господаря Дмитрия Кантемира.

Антиох Кантемир, самый младший из сыновей Дм. Кантемира, родился в Стамбуле в 1708 г., был перевезён в Яссы, столицу княжества, а затем в трёхлетнем возрасте переехал с родителями в Россию. Здесь он вырос, получил образование и стал политиком, дипломатом, одним из наиболее ярких деятелей российской культуры XVIII в. Все дети в семействе Кантемиров (две девочки и четыре мальчика) получили блестящее домашнее образование, а младший слушал курсы в Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении России, в котором тогда училось несколько сот студентов. В академии изучали славянский, греческий и латинский языки, математику, историю, географию, стихосложение и поэзию.

Так уже в молодые годы Антиох становится одним из самых просвещённых людей своей эпохи. Немалую роль в успешном освоении наук сыграли и личные его качества, способности и таланты. Об одарённости сына знал и его отец князь Дмитрий, который в своём духовном завещании именно ему, проявлявшему наибольшее желание учиться и влечение к наукам, «в уме и науках всех лучшего», отписал всё имущество Кантемиров. Но отец умер, когда Антиоху не исполнилось и пятнадцати лет. При этом незадолго до своей кончины овдовевший Дмитрий Кантемир женился на юной московской красавице Анастасии Трубецкой, также принадлежавшей к высшему свету.

С детских лет, таким образом, Антиох жил в самой гуще политических событий и светской жизни того времени. Когда Дмитрий Кантемир после неудачного Прутского похода Петра I в Молдавию вынужден был эмигрировать в Россию, потеряв всё своё имущество, семья жила сначала в Харькове, затем, – в Подмосковье, наконец, в Петербурге. В их доме бывал русский император Пётр, бывал Александр Меньшиков, Пётр Толстой, Фёдор Апраксин и другие высшие сановники государства. Петру I пришлась по душе сестра Антиоха, двадцатилетняя красавица, разносторонняя, начитанная и умная женщина Мария. Вместе с отцом и братом она участвует в Персидском походе Петра через Нижний Новгород, Казань и Астрахань.

Здесь, в Астрахани, Мария даже родила от царя мальчика, что вызывало большое беспокойство у супруги Петра Екатерины, которая подозревала мужа в желании развестись с ней и жениться на новой своей избраннице. С другой стороны, это понятное беспокойство очень расстроило Дмитрия Кантемира, который мечтал породниться с царём и освободить Молдавию от турок таким образом. И любовь поэтому могла бы стать движущей силой освобождения от иноземного ига молдаван, валахов, болгар, а может быть и греков, других балканских народов. Кто знает, как потекла бы река времени, Лета, и что представляла бы к сегодняшнему дню старушка Европа?

Однако ребёнок, по слухам, был недоношенным и умер сразу после рождения, что успокоило Екатерину и её окружение. Да и сам Пётр был раздражён тем, что Мария Кантемир тяготилась разгульным образом жизни царя, избегала его увеселительных «коллегий» и не являлась в сенат на пирушки. Это Петру явно не нравилось, и он охладел к Марии. Впрочем, когда сама Екатерина I была уличена в супружеской неверности, Пётр возобновил свои отношения с Марией Кантемир, но роман не имел продолжения: вскоре император заболел и умер в январе 1725 г.

Естественно, Антиох Кантемир постоянно вращался в кругу высокопоставленных политиков, военных, государственных деятелей России, в кругу французских, прусских, австрийских дипломатов, учёных и поэтов. Закончив обучение, он поступает на военную службу в самое, пожалуй, элитное воинское подразделение России – Преображенский полк. Очень быстро дослужился до прапорщика, одновременно продолжая своё образование и посещая лекции по истории, физике, математике и философии иностранных учёных в Академическом университете.

Во второй половине 20-х гг. XVIII в., после смерти Петра, русское общество весьма болезненно воспринимало торможение петровских реформ и даже отказ от них некоторыми политическими кругами в обстановке нестабильности и острой борьбы за престол. Будучи убеждённым поклонником Петра и приверженцем дальнейшего реформирования страны, Антиох сближается с идеологом «просвещённого абсолютизма» Феофаном Прокоповичем, помощником Петра в делах духовного управления страной. Тогда же он пишет свои первые литературные произведения.

Антиох Кантемир создаёт в конце 20-х гг. серию поэтических произведений, которые назвал «Сатирами». Среди них – «На зависть и гордость дворян злонравных» (насмешки над бескультурными дворянами, утратившими своё благородство, проповедь идеи физического равенства людей и внесословной ценности человека), «На хулящих учение» (горькое признание того, что невежество победило знание, а гордость, леность и богатство победили мудрость), «О различии страстей человеческих» (послание к архиепископу Феофану с разоблачением всех грешных страстей высшего духовенства), «О истинном Блаженстве» (философские рассуждения над извечными вопросами бытия и главным итогом «только тот блажен в сей жизни, кто малым довольствуется и живёт в тишине»). В сатирическом ключе Антиох Дмитриевич бичует, хотя и довольно мягко, осторожно, беззакония властей предержащих, низкий уровень культуры тех, кто считает себя высшим сословием, пороки общества и грехи его руководителей.

Будучи одним из основоположников русского классицизма в форме сатирических стихов, Кантемир, этот титулованный представитель высшей знати, критикует современный ему строй с гражданских позиций. Да он впервые и ввёл в русский язык это слово – гражданин, а мы, ежедневно в жизни употребляя этот термин, никогда не задумываемся об этом.

Собственно, в предисловии к одной из своих сатир А. Д. Кантемир так и пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьёю поставил, ответствую, что всё, что я пишу, – пишу по должности гражданина, отбивая всё то, что согражданам моим вредно быть может». Возможно, это прозвучит довольно ново, но факт есть факт: Антиох ввёл в русский язык и другие слова, столь привычные для нас, – депутат, идея, начало (в смысле принцип, основа), вещество (как материя), естество, наблюдение, понятие.

Гражданское чувство негодования и обиды звучит у А. Кантемира, когда он чувствует торможение в деле просвещения народа, возврат к убогим мифам, суеверию и невежеству допетровских времён. С грустным остроумием он замечает о невежестве своих современников:

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Будучи просветителем и гражданином, Антиох Кантемир принимает активное участие в политической жизни страны в смутную эпоху дворцовых переворотов. В 1730 г. он помогает Анне Иоанновне, дочери Ивана, соправителя брата Петра I, преодолеть интриги Верховного Тайного совета по ограничению самодержавия. Именно он прочёл ей во дворце дворянскую челобитную о принятии императрицей титула самодержицы и восстановлении государственного строя, установленного Петром I, её дядей. Кондиции, выработанные интриганами высшего света, были разорваны, а Тайный совет распущен.

Кантемир в начале 1732 г. уезжает в Лондон дипломатическим резидентом России. А через шесть лет он получает должность посла в Париже. Интересный факт: молдавский князь и основатель русской сатирической литературы стал первым в истории России официальным послом в западной стране. Он прожил за границей 12 лет, защищая и отстаивая государственные интересы страны. Англичане отзывались о нём как о высоконравственном и глубоко порядочном человеке. Период русско-турецкой войны 1734–1739 гг. был очень непростым в русско-французских отношениях. Но во многом именно благодаря Кантемиру удалось уберечь мир на европейском континенте и не осложнить до крайности положение воюющей России.

За границей Антиох Кантемир продолжал и творческую деятельность, чему способствовало его знакомство с Вольтером, с Монтескье, его тесные отношения со многими политиками, философами, литераторами Запада. Литературное наследие его обширно и разнообразно. Тут и любовная лирика, и переводы с французского языка писателей и философов, и басни, и сатирические стихотворения, оды, эпиграммы, и даже французско-русский словарь. К сожалению, часть его произведений пропала безвозвратно, возможно, уничтожена умышленно – рукописи до сих пор не найдены.

Некоторые творения Кантемира, в том числе «Сатиры», были запрещены в России и увидели свет только после смерти автора. Те же «Сатиры» были впервые опубликованы на французском языке в Лондоне в 1749 г., а в России только в 1862 г., почти через два десятилетия после смерти автора. Хотя, как это у нас водится, «Сатиры» ходили в рукописях (тогдашнем «самиздате») и были широко известны читающей публике. Перевод А. Кантемира с французского на русский трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» был конфискован Синодом как «богопротивный» и «полный сатанического коварства» из-за того, что в нём утверждалось, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Как просветитель, Антиох отстаивал идеи равенства всех людей перед законом и судом, считая, что все люди рождаются равными. Доказывал, что характер людей не зависит от природы, а формируется воспитанием. Осуждал крайности крепостной зависимости, призывая помещиков облегчать положение зависимых крестьян.

Умер Антиох Кантемир в Париже в 1744 г. в возрасте 37 лет – подвело слабое здоровье из-за перенесённой в детские годы оспы. Его сестра Мария привезла тело брата в Москву и похоронила в Никольском Греческом монастыре. Могила до настоящего времени не сохранилась – монастырь был снесён в 1935 г. Но сам А. Д. Кантемир прочно занял своё почётное место среди классиков русской литературы, стал праотцом русской сатирической мысли.

Что же сближает этих двух совершенно непохожих личностей, таких разных персонажей русской истории – молдавского князя, дипломата, русского писателя и поэта А. Д. Кантемира и первую женщину-офицера русской армии, писательницу Н. А. Дурову? Мне кажется, будет правильно предположить, что гражданская, как бы мы сейчас сказали, позиция Кантемира, его патриотизм и безграничная любовь к своей Родине – России, как и его скептическое отношение к предрассудкам и порокам общества, его рациональное мышление и стремление к свету истины произвели на пытливый ум молодой Надежды Дуровой большое влияние. Ей была близка такая позиция.

Чувство гражданственности, мировоззрение гражданина было одинаково характерно для обоих писателей. Их литературную деятельность разделяет почти столетие. Но незримо они были близки тем, что жили не столько своими частными интересами, сколько судьбами Отечества. И князь, и «гусар в юбке» искренне любили Россию, её народ, любили русскую культуру и не жалели свои жизни для процветания любимой страны.

Замечательно, что и наш молдавский род, наша культура и дух имеют к этой истории самое прямое отношение. Нам, молдаванам, можно по праву гордиться своими знаменитыми предками. Вот такие мысли посетили меня в Елабуге, в мемориальном музее-усадьбе талантливой русской писательницы Н. А. Дуровой.

Об авторе:

Родился в Кишинёве в 1952 г. в семье журналиста. Окончил русскую среднюю школу, исторический факультет Кишинёвского госуниверситета в 1974 г. Работал научным сотрудником Историко-краеведческого музея, школьным учителем. Перешёл на работу в Институт истории АН МССР, где занимал должности старшего лаборанта, младшего научного сотрудника, научного сотрудника, учёного секретаря сектора истории Молдавии периода капитализма, заведующего сектором по истории сталинских репрессий в Молдавии. Стажировался в Ленинградском отделении Института истории СССР АН СССР. В 1983 г. защитил кандидатскую.

С 1990 г. работал в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко заведующим научно-исследовательской лабораторией «История Приднестровья» и заведующим кафедрой отечественной истории. В 1993 г. стажировался в Российском независимом институте международного права. Специалист в области истории Молдавии, истории Приднестровья, истории Украины, истории России. Автор более 200 монографий, школьных и вузовских учебников, сборников документов, статей, научно-популярных книг, сценариев и проч. С 1996 г. – главный редактор «Ежегодного исторического альманаха Приднестровья».

Н. В. Бабилунга является профессором, академиком Международной славянской академии, членом-корреспондентом Академии наук, социальных технологий и местного самоуправления. Носит звания заслуженного работника народного образования Приднестровья, дважды лауреата Государственной премии ПМР в области науки и техники. Он также награждён орденом Почёта, орденом «За заслуги», орденом Св. Паисия Величковского, орденом Московского митрополита Макария, медалями, другими наградами государства и Русской православной церкви. Постоянно проживает в городе Тирасполе.

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: