ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами – вторая часть антологии «СовременникЪ. 75 лет Победы».
Память о прошлом, боль и благодарность – то, что в той или иной степени объединяет всех нас. Горько думать, что осталось так мало тех, кто носит славное звание ветерана.
«Они уходят от нас, их с каждым годом все меньше и меньше, наших героев, спасших мир от коричневой чумы, фашизма. Слава вам, воины, вечная вам наша благодарность! Мы не забудем ваши подвиги».
Так говорит Борис Останков, поэт и писатель, произведения которого вошли во второй том антологии.
Борис Останков – один из тех, кого официально называют «детьми войны». Память ребенка работает сложно и избирательно, а то, что в ней отпечаталось, не только сохраняется, но и переосмысливается по-особому. «Никакой идеологии – только факты, которые помню ясно», – говорит Борис Останков и рассказывает все, что сберег, делится с читателями короткими и точными зарисовками в поэзии и прозе. Он касается в том числе и такой важной и страшной темы как немецкая оккупация, говоря о ней скупо, строго и беспристрастно, но все же не отстраненным тоном летописца, а словами свидетеля.
Галина Зайцева родом из Белоруссии, ее стихи, ее рассказы – о героическом прошлом этого края, о страхах и тревогах военного времени, о тех, кто ждал сыновей, мужей, отцов не только с войны, но и из партизанских отрядов. О многих, кто не дождался, ее стихи:
Горит роса слезами матерей,
Глазами всех потерянных детей.
Блестит роса слезами всех невест,
Спят женихи в земле, из разных мест.
Но страшнее всего то, что самая страшная из войн в истории человечества далеко не стала последней. Для многих война – не события прошлого, а близкая и жестокая современность. И об этом тоже говорит Галина Зайцева, взывая к человеческому разуму и Божьему милосердию:
Господь, я молю, чтобы все были живы,
Прошу тебя,
Дай Человечеству Мудрость,
Слепые глаза
Распахни, освети…
На Землю пришли облака дождевые
И Ливнем Добра
Кущи зла ороси…
«Говорят «нести свой крест»… Я несу свою звезду, звезду Давида», – это строки из эссе Александра-Ошера Штейнберга «Боль». Судьба еврейского народа во время Катастрофы была поистине страшной. И трудно сказать, что пугает больше – мучительные казни, фабрики смерти или реакция тех, кто находился рядом, кто сначала шел с интересом посмотреть, «как будут убивать эту нацию», а потом грабил опустевшие дома.
Откуда такая циничная жестокость? Может быть, наслаждение чужими муками начинается от нежелания им сострадать. А оно, в свою очередь, рождается из равнодушного забвения. Поэтому нельзя закрывать глаза и забывать о ранах прошлого. Это нужно помнить. Не только во имя ушедших, но и ради нас – живых.
Но так уж устроено человеческое сердце, что оно, познав боль, особенно жадно ищет любви, радости и красоты. Поэтому в антологии читатель найдет и философскую, и пейзажную, и любовную лирику, живое слово человеческой души, счастливой и благодарной тем, кто дал нам возможность жить и радоваться жизни.