С мудрым и добрым человеком хочется говорить и говорить, вернее сказать, слушать его и слушать. Тем более приятно вернуться к стихам доброго и мудрого поэта.
Поэтому мы продолжаем серию «СовременникЪ» ещё одним сборником, посвящённым Сергею Есенину. Снова мы вспоминаем знакомые с детства стихи о природе и красоте. Берёзки и клёны, деревенский труд и быт, звери, братья наши меньшие – тоже, кстати, есенинская строка, – всё это узнаваемое, родное для читателя. Столь же знакомы и шальная удаль, и сменяющая её тоска по уходящей молодости и отгорающей силе.
Но есть в сборнике и совсем другие стихи: про «коммуной вздыбленную Русь», про беспросветную бедность, для которой нет песен и радостей, про капиталистическую Америку, где давно забыта романтика исследований и красота мира и «все… считаются одинаково – бизнесмен». От Есенина меньше всего ждёшь сатиры, да и вообще произведений на социальную и политическую тему. Но поэзия, если рассудить, в целом плохо соотносится с рамками, тем более стихи такого «хулигана», как Есенин. Его дар поистине способен вместить всё, и потому его поэзия – целый мир.
И совсем не странно, что Есенин «на Тверском бульваре стоит и говорит с собой»:
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Александр Сергеевич, Сергей Александрович – два великих имени словно отражают друг друга, тем самым сближаются и уравниваются. «Большое видится на расстоянье», и нам теперь известно – Есенин действительно «сподобился судьбе», осмелившись на поэтическую преемственность.
Авторы, чьи стихи и проза составили сборник, тоже говорят с Есениным, отзываются на его поэтическое слово каждый по-своему – иногда близко классику, иногда совсем иначе. В издании можно встретить и отсылки, и цитаты, и прямой разговор поэта с поэтом:
А душа, покинув тело тесное,
Наконец нашла свободу и покой.
Прошепчу я: «Царствие Небесное!
Спи спокойно, ты – Учитель мой!»
Символично, что автор этих строк – Сергей Александрович Козин, тёзка поэта.
Хотя, вероятно, нет необходимости искать мистические параллели в именах и названиях. Достаточно вчитаться в стихи наших современников – и увидеть.
Нежной, живой, наделённой душой предстанет в них окружающая природа, а все живые существа – пусть не равными нам, но близкими и родными. Кто-то, самый наблюдательный из поэтов, за красками и причудливыми чертами здешнего мира разглядит мир иной, высший и будущий. Кто-то заглянет в себя, отражаясь в природе, как в зеркалах. И навеет осень знакомую печаль о прожитой, растраченной жизни, и весна порадует надеждой на будущее. А возможно, строгий взгляд автора выхватит из жизни что-то такое, на что обычно смотреть не хочется, ведь поэзия может не только «ласкать», но и «корябать».
И будет в стихотворениях наших дней лейтмотивом звенеть есенинская любовь – ко всему живому и прекрасному.