Не чужая земля…

Виталий ШЕВЦОВ | Голоса провинции

Шевцов

Землею быть — великая работа.
Вбирать в себя снега, дожди и свет,
Ведь жизнь корням давать обязан кто-то.
Надежда Чернова.

Возвращение домой после долгой разлуки. Пьянящее чувство радости от близкой встречи с детьми и женой, с друзьями всегда заставляет нетерпеливо биться сердце. И как в детстве, прижавшись лицом к стеклу, под стук вагонных колес начинаешь считать про себя телеграфные столбы, железнодорожные переезды. Ну, еще сто километров… пятьдесят… сорок. А вот и долгожданный город Нестеров. Граница. Позади осталась суверенная Литва. Впереди — Россия. До Калининграда уже рукой подать. И каждый раз я наблюдаю одну и ту же картину. Словно по чьей-то команде всех пассажиров охватывает какое-то странное, необъяснимое волнение. Виной этому не пограничники и таможенники с их напряженно-серьезным и крайне ответственным выражением лица. На них никто уже давно внимания не обращает. Привыкли. Работа у людей такая. Суетятся пассажиры, волнуются, настроение у всех приподнятое. Не догадываетесь, в чем причина? Да все просто. На Родину возвращаются. На свою родную землю. Эх, что и говорить, нет на земле, пожалуй, места ближе и родней для человека, чем край, где он живет, где его отчий дом. А поезд, стуча колесами, мчится и мчится вперед. За окном мелькнули и исчезли устремленные ввысь, словно гигантские свечки, вековые тополя. Это станция Новое-Луговое. Локомотив начинает сбавлять ход. Неужели приехали? От радости бешено бьется сердце. «Опять на край земли российской собрался», — шутили друзья перед моим отъездом. Да, что ни говори, а этот край земли и есть моя малая родина — Калининградская область.

Себя я могу причислить уже к старожилам нашего края. Дед мой и бабушка по матери — переселенцы второй волны. В 1948 году они всей своей большой семьей приехали в Калининградскую область из Украины. Потому край этот мне дорог и свят. Он и радость, и печаль, и гордость моя. Здесь мои корни. Не раз приходилось мне уезжать из этих мест. Сначала всей семьей путешествовали по России. Отец был офицером. Потом и я по его стопам пошел. Но где бы я ни был, а каждое доброе людское слово, сказанное о родном крае, вдали от него, мне приятно было слышать. Не скрою, гордился и горжусь тем, что могу считать себя калининградцем. А как же может быть иначе? Ведь вырос я не на какой-то другой, а на этой самой земле. И благодарен своей судьбе за то, что в конце концов вернулся я после всех моих путешествий по ближнему и дальнему зарубежью на свою малую родину. Я уже не тот беззаботный юнец, которому было все просто и понятно в жизни. Испытав все горести и печали вместе со своей страной, я не затаил на нее обиду. Мои родители учили меня быть сдержанным и суровым к себе, но беспощадным и непримиримым к проявлениям человеческой подлости, лицемерию и предательству. А еще они научили меня любить свою Родину и защищать ее не только от врагов, но и от недобрых слов и помыслов. Я из поколения пятидесятых. И знаю историю своей страны не только по учебникам, а и по рассказам отца-фронтовика.

Несколько месяцев назад я так же возвращался из Москвы. Стоял у окна вагона в коридоре и с замиранием сердца смотрел на осенний лик родной мне земли, столь знакомый каждой своей рощицей, полем, речушкой. Вдруг появилось огромное желание поделиться своей радостью, своей гордостью с кем-нибудь, и тут услышал за спиной капризно-изумленный девичий голос:

— Господи, да как тут люди живут?! Тьмутаракань какая-то.  А мне говорили — Янтарный край…

— Милая… Ну что ты хочешь! Чужая это земля. Завоевали на свою голову. Будто своей было мало… Успокойся, завтра будем  в Берлине, — снисходительно пробурчал в ответ ее спутник, и они скрылись за дверью соседнего с моим купе.

Словно меня кто-то обухом с размаху по голове хватил. В одно мгновение вспыхнули в душе и гнев, и протест. Да как у них только язык поворачивается говорить такое, не побывав здесь и дня, не встретившись ни с одним жителем этих мест? Да что они, собственно, знают об этом крае? Что могут они увидеть из окна несущегося мимо всех и всего поезда? Появилось огромное желание поговорить с этими людьми. Объяснить, что они заблуждаются. Рассказать им правду о нашей земле. Но разговор наш, увы, не состоялся. И по весьма курьезной причине. Дверь купе неожиданно широко распахнулись, и в коридор выскочил тот самый пассажир, с которым я хотел побеседовать. Пот струйками бежал по его совершенно бледному лицу, а губы шептали какое-то слово, которое я никак не смог разобрать.

— Вам плохо? — сочувственно спросил я.

В ответ громко икнув, он резво сорвался с места и, несмотря на свои стокилограммовые габариты, рысью понесся по коридору в сторону туалета.

— Вова! Будь аккуратным. Не забудь снять пиджак, — раздался ему вдогонку из купе заботливый голос. — И когда ты уже нажрешься наконец, боров! — а это было сказано уже на полтона тише и, как видно, не предназначалось для Вовиных ушей.

В очередной раз я столкнулся с этой парочкой уже на перроне Калининградского вокзала. Девушка — мотылек. Явно «мисс» какого-нибудь регионального конкурса красоты. И папик — ГМО, генетически модифицированная особь. Решив сэкономить на носильщике, он, пыхтя, катил по перрону два увесистых кофра, останавливаясь через каждые десять метров, чтобы отдышаться и вытереть пот со лба. «А ведь не добежит, если что… — без какого-либо злорадства подумал я. — Тут уж не только пиджак снимать придется».

«Перекати-поле» — называл мой отец таких людей. Без корней живут. Ветер у них в голове гуляет. Не держатся за родную землю. Да и какая она им может быть родная, если чураются они ее! Им ближе другие страны. Семья, бизнес, недвижимость, счет в банке… Всё уже давно там. А в Россию — так, по мере надобности. Кто «народным избранником» устроился, кто топ-менеджером, а кто и фондом каким-нибудь руководит. В общем, разные у всех увлечения. Главное, что доход, и неплохой доход, эти увлечения приносят. Там, по месту их второго гражданства — жительства, критерии по трудоустройству совершенно другие. А у нас в России законы хорошие. Демократические. Свобода слова — пожалуйста. Права человека — пожалуйста. Презумпция невиновности — да без вопросов. А если вдруг что случится… Ну, всякое бывает. Коррупция, например, или какие другие противоправные действия… Тут с ними всё как в той народной поговорке происходит: не понос, так золотуха. Адвокаты, депутатская неприкосновенность, любимая 51 статья… Так и хочется сказать словами Аркадия Райкина: «Хорошо устроились, ребята».

К чему я вам эту историю дорожную рассказал? Да вот задели меня за живое слова о «чужой земле». Что-то довольно часто их приходится в последнее время слышать. И не только от каких-то там «вовиков», следующих через нашу Калининградскую область транзитом. В результате Беловежских соглашений нас от России отделяют сотни километров. Как только не называют нашу Калининградскую область: и островом, и анклавом. Некоторые деятели в лихие девяностые предлагали переименовать область даже в Ганзейский район Прибалтики. С севера нас омывает Балтийское море, на западе и юге мы граничим с Польшей, на востоке — с Литвой. Чтобы проехать в «материковую» Россию и дальше, надо как минимум три границы пересечь. Нашу область можно сравнить  с Сахалином и островами Курильской гряды. Общее то, что обе территории — одна полностью, другая частично — служат предметом притязаний иностранных государств. С той лишь разницей, что на востоке России эти притязания носят характер официальной политики, а у нас на западе России их выражают, так сказать, на «общественном» уровне. Но вот что удивительно — эти заявления чаще всего звучат не от простых граждан, а от людей, считающих себя властью в нашей области. Дело в том, что мало кто сегодня в России ясно себе представляет, какая сложная ситуация зреет внутри и вокруг Калининградской области. Для кого-то может показаться диким утверждение, что с 1991 года здесь проводится «германизация» сознания ее жителей. Не верите? Постараюсь вас ознакомить с некоторыми публичными высказываниями отдельных господ по поводу дальнейшего развития Калининградской области.

В 2005 году в своей книге «Тучи над Калининградом» калининградский писатель, член Союза писателей России Андрей Максимович Старцев в хронологической последовательности описал зарождение сепаратизма в Калининградской области. Читаешь книгу и удивляешься, как планомерно и последовательно эти люди, сменяя друг друга на ответственных государственных и общественных постах, манипулируют сознанием калининградцев.. Вот лишь некоторые выдержки из этой книги. Привожу их дословно:

— «Русь Балтийская» опубликовала клише «Информация для прессы» о международном конгрессе в Вайкерсхайме 9 и 10 мая 1992 года, в котором приводились выдержки из реферата, представленного Ю. Маточкиным (губернатор Калининградской области) на этот конгресс: «Северная часть территории Восточной Пруссии со столицей Кенигсберг в виде автономной «Республики Пруссия» может стать немецко-русским будущим… Вновь восстановленное городу имя Кенигсберг и Пруссия будут символизировать новое совместное будущее для русских и немцев…» — страница 188, глава 4. Раздел «О Калининградском сепаратизме». Книга «Тучи над Калининградом». 2005 год. Издательский дом «Российский писатель».

— В газете русских немцев «Нойес Лебен» (№22 от 1992 г.) напечатано большое интервью председателя общества «Фрайхайт» («Свобода») Э. Гофмана, в котором он рассказывает о целях и задачах этого общества, созданного, кстати, на конференции, состоявшейся в Москве 22 июня (!) 1992 года. «Деятельность общества «Фрайхайт» будет направлена на сохранение и развитие этноса  и культуры российских немцев, защиту их гражданских прав, социальных и других свобод. Этому, мы считаем, будет способствовать создание Балтийской немецкой республики в Калининградской области», — страница 205, глава 6. Раздел «О Калининградском сепаратизме». Книга «Тучи над Калининградом». 2005 год. Издательский дом «Российский писатель».

Конечно, эти два заявления были сделаны до принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Но ведь они были сделаны!  И оставили свой негативный след в сознании калининградцев. Теперь-то мы с вами знаем, что говорится в статье 4 главы 1-й Конституции РФ. Для тех, кто запамятовал, напомню: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Ну и для тех, кто страдает излишними амбициями, приведу статью 29 главы 2-й Конституции РФ: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую или национальную ненависть».

А теперь к дням сегодняшним. Двадцать первый век. Прошла перестройка. Сменились лидеры государства. К руководству областью пришли новые люди, а речь все о том же:

— Новости ИА ReGNUM от 9 мая 2009 года.

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава администрации города Калининграда Феликс Лапин высказал мнение, что он не против переименования города Калининграда в Кенигсберг.

— Новости ИА ReGNUM, 2010 год.

Губернатор Калининградской области Георгий Босс предложил объединить районы северо-восточного пограничья Калининградской области и дать новому образованию звучное имя «Тильзитский район».

— Новости ИА ReGNUM, 2011 год.

В Варшаве на заседании комитета парламентского сотрудничества «Россия — ЕС» губернатор Калининградской области Николай Цуканов на вопрос депутата Европарламента В. Шульца о переименовании Калининграда в Кенигсберг заявил, что это может быть решено только путем проведения регионального референдума.

— «News Balt», 06.10.2011 года.

Публичные дебаты в блогерском клубе «Амберкант».

Из выступления председателя Калининградского областного Союза предпринимателей Сергея Пасько, он же председатель запрещенной Балтийской республиканской партии (создана 01.12.1993 года, запрещена на основании закона «О политических партиях РФ» решением Калининградского областного суда от 26. 06.2003 года. В настоящее время партия выступает под названием «Калининградское региональное общественное движение Республика»:

«Евросоюзу будет приятно, и, может быть, укрепятся наши экономические связи, если мы в обозримые годы, желательно при нашей жизни, вернем городу его историческое имя — Кенигсберг».

Также С. Пасько объявил присутствующим, что переименование будет стоить 240 млн рублей. По его словам, немецкое землячество, поддерживающее возрождение земель Восточной Пруссии, в 1998 году предлагало ему 300 млн долларов, чтобы вернуть Кенигсбергу прошлое имя, но он отказался…

Поразительно, не правда ли?! Консервативные и крайне щепетильные в вопросах подобных «инвестиций» немцы готовы были довериться этому человеку. Почему? Да потому, смею предположить, что в 1998 году Сергей Пасько возглавлял Балтийскую республиканскую партию. А как можно не доверять такому человеку, когда главная цель руководимой им партии — достижение автономии в рамках РФ, или превращение Калининградской области в независимое государство? Идеология партии — сепаратизм, социальный либерализм. Символика партии — красно-бело-красный флаг Кенигсберга с изображением черного орла (данные взяты из Википедии). И на сегодняшний день эта так называемая «Республика» продолжает свою сепаратистскую деятельность  в Калининградской области и за ее рубежами, прикрываясь законами РФ о правах и свободах человека. Весьма демократично. Особенно если почитать их высказывания в Интернете. Думаю, пришла пора ознакомить и эти буйные головы с соответствующими статьями: Российская Конституция устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ч. 1.3. статья 17) и может быть ограничено Федеральными Законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3. статья 55). Об этом также говорится и в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (статья 19).

— Комментарий депутата Калининградской Думы от партии «Гражданская платформа», заместителя председателя думского комитета по международным и межрегиональным отношениям Соломона Израилевича Гинзбурга корреспонденту ИА REGNUM, 1.02.2013 года:

«…переименование Калининграда — это не политическое,  а культурно-историческое событие. Жить в российском Кенигсберге славно, патриотично. Это, в конце концов, круто. Этой идее надо отлежаться. Скажем, с 2015 года, когда все мы будем отмечать 70-летие Великой Победы и 70-летие штурма Кенигсберга, надо серьезно изучить общественное мнение по этому вопросу. В 2020 году провести референдум среди жителей не только  Калининграда, но и райцентров — Озерска, Славска, Пионерского, Краснознаменска, Советска, т.е. тех городов, чьи названия не связаны с героями войны, как например — Гурьевск, Черняховск, Гусев. И в 2024 году, когда вся мировая общественность будет отмечать 300-летие И. Канта, восстановить название нашего города».

Конечно же, круто, Соломон Израилевич! На сегодняшний день в живых осталось 365 ветеранов Великой Отечественной войны, которые штурмовали фашистский город-крепость Кенигсберг. По вашему плану переименования — извините, предложению по переименованию Калининграда в Кенигсберг — многие из ветеранов не доживут до той знаменательной даты и не смогут отблагодарить вас за ваш «патриотизм».

Пропаганда (латинское слово — propaganda) — распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологий, оказание влияния на человеческое общество. Политическая пропаганда занимается работой  с массовым сознанием людей или сознанием определенной аудитории, с целью популяризации идеалов, целей, желаний. Пропаганду не надо путать с рекламой, агитацией и пиаром. Пропаганда занимается, в отличие от агитации, не побуждением, а убеждением, и, в отличие от пиара, не разравниванием поля, а засеванием его семенами.

К чему я привел эти строки? Думать надо и господам, зовущим нас в только им известном направлении, и нам с вами не надо спешить делать необдуманные поступки. Живой пример, как Болотная чуть не превратилась в Майдан. Нам на площадях нашего Калининграда баррикады не нужны.

18 ноября 2013 года приехал с визитом в Калининградскую область министр культуры РФ Владимир Мединский. Открываю «Новости Калининград» на mail.ru — и что бы вы думали? Главная новость дня. Господину Мединскому был задан вопрос: как он относится к переименованию Калининграда в Кенигсберг? Кто задал сей важнейший вопрос, пресса умалчивает. Но можно догадаться. Наверно, «наши кенигсбергские патриоты» ожидали услышать радостный для себя ответ и записать министра культуры  в свои ряды. Ан нет! Я думаю, Владимир Мединский был знаком  с высказыванием полномочного представителя Президента России в СЗФО господина Н. Винниченко: «Разговоры о переименовании Калининграда в Кенигсберг — болтовня». Потому он как весьма культурный человек и ответил нашим обеспокоенным господам весьма обтекаемо: «Я считаю, что к возвращению исторических названий надо подходить исключительно осторожно и осмотрительно…»

Странное что-то все-таки происходит у нас с нашими политическими и общественными деятелями. Не берут они пример, в хорошем смысле слова, со своих европейских друзей. Вот вы мне кто-нибудь скажите, слышали ли вы о том, что поляки хотят переименовать свой Гданьск в Данциг? Или литовцы Клайпеду в Мемель? Кстати, знаете ли вы, что, проезжая из материковой России в Калининградскую область, на территории Литвы из окон поезда можно увидеть бывший город царской России Вержболово? Это — сегодняшний Кибартай. Сувалкская губерния до 1917 года была частью России, потом оказалась в составе Польши. После захвата Польши Германией советское правительство, заботясь об укреплении государственной границы, выкупило у немцев эту территорию за сумму, равную той, которую Россия получила от США за Аляску с ее несметными сокровищами. Вы можете себе представить, чтобы политики или правозащитники в Литве вдруг стали требовать возвращения исторического названия Вержболово? Смешно? А вот Калининград в Кенигсберг — не смешно?

Совсем недавно, 3 декабря 2013 года, на встрече Президента России В.В. Путина со студентами МГУ ему был задан вопрос  о людях из власти, которые ведут разговоры об отделении от России отдельных районов, областей и даже республик в пользу иностранных государств. Не гарантирую точность сказанного,  но смысл ответа президента был таков. Он назвал этих людей пустобрехами. И добавил: «Возможно, эти люди обслуживают интересы других государств». А слова, что пора ввести ответственность за сепаратизм, были поддержаны всем залом. Напомню:  в зале была молодежь!

Но вернемся в наш Калининград. Сейчас городские власти «болеют» очередным глобальным архитектурным проектом — «Сердце города». Для этого они даже пригласили из Германии на роль консультанта проекта бывшего главного архитектора Берлина Ханса Штимана. Думаю, что этот немец расстроил наших градостроителей. Предложил не сносить символ советского прошлого — Дом Советов. А вот с восстановлением Королевского замка повременить. Оставить решение этого вопроса следующим поколениям. Согласитесь, есть в его словах что-то созвучное словам Соломона Гинзбурга. А в конце разговора с мэром А. Ярошуком  и вовсе посоветовал лучше заняться балконами, разбитыми тротуарами и брусчаткой города. На предложение мэра стать одним из членов жюри международного конкурса по подготовке проекта «Сердце города» Ханс Штиман ушел от прямого ответа. Так и хочется сказать: «Ах, Штиман! Ну и… молодец!» А если серьезно — а он нам нужен, этот Королевский замок? Может, предложить нашим «кенигсбергским патриотам», да вскладчину с господами из-за границы, взять в каком-нибудь банке ипотеку и построить этот замок? Как вам такая идея?

14 декабря 2013 года в Калининграде проходил региональный гражданский форум «Сильное гражданское общество — основа развития региона». Форум проходил в Балтийском федеральном университете имени И. Канта. Работа участников форума проводилась по секциям. К нам в секцию №6 «Патриотическое воспитание в процессе трудовой деятельности: связь поколений, сохранение традиций, новые подходы» зашли губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов и советник Президента РФ М.А. Федотов. Дискуссии у нас шли интересные. Значение слова «патриотизм», после его поддержки Президентом России В.В. Путиным, стало нашим русским знаменем. Я не удержался и задал вопрос губернатору: «Как вы относитесь к тем, кто говорит о необходимости переименования Калининграда в Кенигсберг?» Ответ губернатора:  «Я родился в Калининградской области, буду жить и работать  в Калининградской области. Я против переименования Калининграда. Ко мне часто обращаются по этому поводу приезжающие  к нам в Калининград немцы. Я всегда отвечаю им, что мы пришли на эту землю не как завоеватели. Эта земля полита кровью наших дедов и отцов. И теперь — это Россия. Советую всем, кто сегодня ведет разговоры о сепаратизме, хорошенько подумать о последствиях». Жаль, что на нашей секции не присутствовали те, кому бы эти слова не мешало послушать и сделать соответствующие выводы.

Уже не первый год собираю материалы для своей новой книги о первых переселенцах, которые приехали жить и работать в нашу область сразу после Великой Отечественной войны. Приезжали люди со всех уголков Советского Союза. Незнакомые друг с другом, разных национальностей, вероисповедания. Трудно, сложно было им на первых порах. Но было слово, которое в то время объединило всех этих людей в одну большую и дружную семью. «Мы советские люди», — говорили они, обращаясь друг к другу. Не сомневаюсь, что найдутся и те, кто мне не поверит. И не поймет значения этого слова. Убеждать не собираюсь. Оглянитесь вокруг. Благодаря усилиям советских людей — ваших дедов, бабушек, отцов и матерей — эта земля стала для всех нас родным домом. Встали из руин новые города, заработали заводы, школы, институты, больницы… И все это мы с вами получили в наследство. Еще бы немножко — и разбазарили. Стыдно вспоминать. С легкой руки Бориса Ельцина вдруг все в одночасье стали россияне. Да какие мы россияне! Нет в наших паспортах графы «национальность». Татары с башкирами — те сохранили свою самобытность в паспортах. А мы за перестройками да политическими «перетряхиваниями» профукали, как всегда, этот важный для каждого из нас вопрос. А теперь мучаемся. Всё никак для себя «национальную идею» не подберем. Воспоминания наших дедов, бабушек, отцов, матерей о том великом советском времени, в которое родилась наша малая родина, есть, пожалуй, самая дорогая и важная для всех нас история. Ее мы должны знать, как наши предки знали «Отче наш», назубок. Передавать из поколения в поколение как частицу своей души. Прав был Федор Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю».

Величайшую подлость творят западные «демократические» средства массовой информации в преддверии Великого юбилея — 70-летия Победы над фашистской Германией. Каждый раз они готовы представить дело так, будто, придя на эту землю, наши предки изгадили ее, порушили немецкую культуру, все то, что создавали предыдущие хозяева на протяжении многих сотен лет. Ложь! Мы пришли на опустошенную войной территорию. В бывшем Кенигсберге осталось лишь восемь процентов пригодного для эксплуатации жилья. То же можно сказать о городах Инстербург, Пиллау, Тильзит. Особый вклад в дело уничтожения города и населения Кенигсберга внесли союзники. Мы уже давно не союзники. Хотя помним все хорошее, а плохое стараемся не вспоминать. «Не к чему ворошить прошлое», — говорят у нас в России. Но если надо, то можем напомнить тем, кто забыл, что именно англо-американская авиация своими налетами превратила промышленные и жилые кварталы Кенигсберга в руины. А люди? Те самые немецкие граждане? Сколько их погибло в те дни? Об этом почему-то молчат те самые демократические средства массовой информации. На селе была разрушена мелиоративная система, взорваны дамбы, шлюзы. Тысячи гектаров пахотных земель стояли затопленными. Так что разрушать нам было уже нечего, оставалось лишь строить. Почитай, четвертое поколение растет на этой земле без войны. Но она — война — нет-нет да и напоминает нам о себе.

В ноябре этого года по заданию редактора газеты «Калининградский аграрий» я выехал в поселок Логвино. Тема войны для нашей Калининградской области остается той незалеченной раной, которая чуть ли не каждый день напоминает нам о себе. Северо-западнее поселка Логвино (Меденау). В июне 2013 года активисты региональной общественной организации поисковиков Калининградской области «Совесть» при обследовании мест боев времен Великой Отечественной войны в одном из взорванных блиндажей обнаружили останки тридцати пяти безымянных советских воинов. Фамилии установить не удалось. У троих погибших были найдены медали «За отвагу». По невыясненным причинам останки советских воинов до сих пор не захоронены.

Война. Она в нашей области чуть ли не на каждом километре имеет свои памятные отметины. Мемориальные комплексы, братские могилы, обелиски… По штабным данным, потери в Восточно-Прусской военной операции составили: погибшими и пропавшими без вести — 126,5 тысячи советских воинов и 458 тысяч ранеными. Страшные цифры.

Перед тем как побывать в Логвино, я заехал в поселок Переславское. Муниципальное образование «Переславское сельское поселение» располагается на площади 25000 гектаров. В мае 1985 года здесь был открыт военный мемориал советским воинам, погибшим в этих местах. Повзводно, поротно лежат три полка. Пять тысяч двести сорок два советских солдата и офицера. Круто земля здесь замешана на кровушке советских солдат. Почитай, из расчета по пять человек на гектар полегли. Тяжелые бои здесь шли. Вот пригласить бы сюда этих «патриотов» земли кенигсбергской, чтобы они в День 70-летия Победы объявили свою стратегию развития этой земли родным и близким павших солдат. Объяснили, как будут они сдавать города, поселки, высотки, переправы без боя, прикрываясь толерантностью и экономическими выгодами для «счастья» будущих поколений. 183 военных мемориала советским воинам, погибшим во время Восточно-Прусской операции, открыто в Калининградской области. А сколько еще безымянных могил? Под мраморными плитами лежат лучшие сыновья со всей России: Ивановы, Крыловы, Логиновы, Гасановы, Тугушевы, Тимошенко, Самедовы, Масловы, Наримановы, Исаковы…

НЕТ! Свобода от памяти — не свобода от совести. Это я говорю всем тем, кто сегодня молится на камень прусский, что в землю врос, считая его своей святыней. Жаль, что понять они не могут самого главного: не чужая это для нас земля, а они чужие на ней.

Не чужая земля-2, или История на заказ

(продолжение)

Сегодня я вынужден опять вернуться к истории земли, на которой мы с вами живем, дорогие калининградцы. Уж больно событие нас с вами ожидает серьезное — 70-летие образования Калининградской области. И словно по заказу, уже не в первый раз слышим мы вкрадчивые увещевания наших «местечковых» краеведов о том, что необходимо, чуть ли не в обязательном порядке, изучать историю древней Пруссии. Это нам надо якобы для общего развития — так поясняют они. Раз уж пришли на «чужую землю», то должны знать, кто здесь жил-поживал, чем занимался. Такой вот у них на сегодняшний день толерантный подход к истории. Вроде в этом нет ничего плохого. Только история земли Прусской, которую нам предлагают изучать, однобокая какая-то у них получается. Было у меня такое чувство: что-то явно недоговаривают «господа хорошие», — и я не ошибся. Тут ведь всякое может быть. То ли не знают предмета, потому что плохо учились при советской власти, то ли по старости позабыли, чему их учили. А может быть, и умысел — «заплатили, чтобы забыли». Поди разбери, что там когда-то было. Столько веков прошло! За это время не только у наших «краеведов» в голове исторический «сдвиг» приключился, но и у европейских господ, постарше рангом, та же «беда» нет-нет да прилюдно происходит. Ну, этих иностранцев и понять можно — работа у них такая, «туман исторический» пускать. С них, как говорится, взятки гладки. А вот «наши», которые «и нашим и вашим»… с ними разговор особый. Не буду долго вас мучить. Благодаря моему другу, главному редактору «Исторической газеты» Анатолию Анатольевичу Парпара, мне удалось недавно ознакомиться с очень интересным историческим материалом, который напрямую касается истории Пруссии. С этим материалом я бы и хотел вас ознакомить.

(Перепечатано из «Исторической газеты»  за декабрь 2001 года): автор К.В. Воротной.

«…Нас с вами уже приучили к тому, что официальная история этой земли начинается с 1255 г., когда в одну из бухт Венедского моря (так тогда называлось Балтийское море) вошли немецкие рыцари и основали поселение, назвав его «Кенигсберг», то есть «княжеский город», поскольку «кениг» — это искаженное немецкое «конунг» — князь, воевода. Считается почему-то, что крестоносцы основали его на пустом месте. Однако это не так. Да и пустовать это место не могло — на этой территории уже почти полторы тысячи лет жили прусские племена, по своему происхождению родственные славянским. На самом деле немецкие рыцари город сей не основывали, а заново отстроили, а его славянское наименование перевели на немецкий: некоторые исследователи утверждают, что некогда здесь стоял прусский Княжград (так это или нет — сложно сказать), название которого и переводится как Кенигсберг. Зато, согласно исследованиям барона Кампенгаузена (они опубликованы в книге Н.Н. Селиванова «Сборник материалов по истории предков царя М.Ф. Романова»), который занимался изучением родословной рода Романовых, неподалеку от этого места стоял когда-то город Романов — священная столица  Прусско-Самогитского княжества, которым в течение почти тысячи лет владели предки бояр Романовых.

Все это могло бы сойти за красивую легенду, если бы приват-доцент Юрьевского университета (ныне эстонский г. Тарту. — Ред.) М. Лаутенбах не разыскал и в 1891 г. не опубликовал древнее латышское предание «Ниедришу Видевутс», рассказывающее о Прусско-Самогитских князьях, где упоминается и король Прутено.

Вот что пишет Н.Н. Селиванов в своем исследовании: «Прусский король Прутено в 373 году по Р.Х., по старости своей, отдал в вечное владение свое Прусское королевство брату своему Ведевуту,  а сам определился в идолослужение первым жрецом в городе Романове, где ныне (конец XIX в. — К.В.) находится немецкое местечко Гейлигенбейль (Романов или Ромов находился на берегах рек Дубиссы и Невяжи)», как раз неподалеку от Кенигсберга. «Романов», «Ромов» — буквальный перевод с латыни на русский названия «Рим» (по-итальянски — «Рома»), что и не удивительно, ибо в те времена считать себя наследниками «великого города» было в лучших традициях эпохи. Именно этот «Ромов-Римов», скорее всего, упоминается в рассказе о путешествии апостола Андрея по Руси в «Повести временных лет».

В «Зерцале Русских Государей» (сочинение Мальгина), изданном в 1794 г., о предках Романовых говорится почти то же самое: «Прапредки Романовых происходят от самого первого Прусского и Самогитского князя Вейдевуда, который жил, точнее правил,  в 305-379 гг. по Р.Х. Потомство его разрослось до 9-ти колен, вплоть до князя Гланды, которого признают братом прусского князя  и который на исходе XIII в. прибыл в Россию, крестился в 1287 г.  и во святом крещении наречен именем Иоанн». После этого Вейдевуд сделался верховным жрецом своего народа «криво-кривенте» (кривичи? — К.В.) и водворился в дубовой роще близ Ромова (Романова).

В других источниках также сказано, что в 305 году Прутено, король пруссов, уступил свой престол младшему брату Вейдевуду,  а сам удалился в древнюю столицу пруссов — город Романов, где сделался верховным жрецом при священном дубе, изображение которого находится в гербе рода Романовых. Один из потомков четвертого сына Вейдевуда — Недро — владетель Судавии, Самогитии, Литвы князь Гланда Камбила Дивонович, обессиленный борьбой с крестоносцами, удалился с сыном своим и многими вассалами в Россию и перешел в подданство к великому князю Александру Ярославичу Невскому.

А историк А.П. Барсуков пишет в своем исследовании «Род Шереметевых»: «В 1290 году имя Кобылы встречается в «Памятниках Верминской (Эрмлядской) истории». Там мы находим царственную запись Эрмляндского капитула, данную 23 июля 1290 г. некоему Кабиле (Cabilo) на владение поместьем Налабен. Это поместье — ныне Колмская деревня того же названия, в приходе Петерсвальд, близ Мельзака, в 84 верстах юго-западнее Кенигсберга».

По сути, о том же идет речь и в латышском предании «Ниедришу Видевутс»: «Надравс, четвертый сын Видевутса, получил земли между р. Байкой и р. Руссой с замком Стандена, в пределах сих земель находилось Латышское священное место Ромово или Рамава, резиденция верховного жреца Криванту-Кривса». Получается, что согласно сказанию, другим древним документам,  пруссы — это летописное славянское племя кривичей (странно, что историки до сих пор этого не заметили!), а пруссами они названы по имени своих вождей, о чем, кстати, писал еще римский историк Страбон.

Собственно, предания и документы говорят об одном и том же, хотя некая путаница все же есть, что и понятно — за прошедшие века многое забылось и вспомнить, кто же за кем следовал —  Вейдевуд за Прутено или наоборот, невозможно. Но, видимо, все вожди пруссов имели родовое имя Прутено, а «Вейдевуд» — это прозвище, ставшее именем. На нем, похоже, традиция давать своим преемникам имя «Прусс-Прутено» закончилась, поскольку,  согласно преданиям, у него было 12 сыновей, но Прусса среди них не было.

В том, что на месте древней священной столицы пруссов г. Романова крестоносцами был возведен город, сомневаться не приходится, и городом этим мог быть только Кенигсберг — именно таким образом рыцари сначала Тевтонского ордена, а потом — Меченосцев, и могли показать всему миру свое превосходство над язычниками славянами-варварами…

Те же предания, а также древние документы рассказывают, что в 900 г. орда каких-то италийцев под предводительством некоего Палемона вторглась в земли Пруссии и осела в Литовских пределах, вследствие чего страной почти три века одновременно правили как потомки Палемона, так и потомки Вейдевуда. Кстати, как мне кажется, Вейдевуд — не имя, а прозвище. Возможно, оно идет от трансформированного слова «воевода» — но это только предположение. А каково было его настоящее имя, теперь узнать вряд ли удастся. И второе: очень уж напоминает имя предводителя италийцев другое имя — «Пилемен» — вождя энетов в Троянской войне…

Кто такие пруссы? В «Географии» антиохийского (Малая Азия) географа и историка Страбона, жившего на рубеже I в. до н.э. — I в. н.э., читаем такие строки: «К Халкедонскому берегу (на Черном море в Малой Азии. — К.В.) примыкает Астаканский залив, а к нему еще один залив: в нем находится Пруссиада, прежде носившая имя Киос. Пруссий, сын Зелы, назвал город Киос от своего имени Пруссиадой. Это тот Пруссий, который предоставил убежище Ганнибалу, которому пришлось бежать туда после поражения Антиоха. Сюда Пруссий пришел из Фригии (страна в Малой Азии. — К.В.). Прусса расположена на Мисийском Олимпе. Город обладает прекрасным государственным устройством, граничит с фригийцами и мисийцами. Он был основан Пруссием, воевавшим с Крезом, царем фригийским (560-546 гг.)».

Город Прусса, на побережье Босфора, был основан около 600 г. до н.э. и простоял здесь вплоть до турецкого завоевания, то есть до середины XV в., во всяком случае император византийский Константин Багрянородный в своих мемуарах «Об управлении Империей» упоминал этот город. Судя по всему, Прусс (Пруссий) — родовое имя вождей племени, обитавшего в Малой Азии и вошедшего в историю под названием «пруссы». Известен и Пруссий I (235-182 до н.э.), царь Вифинии, который действительно предоставил убежище знаменитому карфагенянину Ганнибалу в 190 г. до н.э., но через семь лет пытался выдать его Риму. Скорее всего, они — потомки троянцев, которые после разгрома огромного мегаполиса не сразу ушли с берегов Малой Азии, а почти тысячу лет продолжали жить на этой территории, на узкой полосе вдоль побережья Черного моря, но все же вынуждены были уйти.

Кстати, после разгрома Трои греками-ахейцами началось одно из первых великих переселений народов в истории мира. Ведь Троя была не просто огромным портом, это был последний оплот некогда великой империи хеттов. (Хетты — родственники руссов, и говорили они на одном из славянских наречий. Об этом писал еще один из первых исследователей хеттской цивилизации чешский ученый Б. Грозный. Легендарные геты, судя по всему, — прямые потомки хеттов).

После падения Трои в Малую Азию хлынули совсем иные, иноязычные племена — из Палестины, Аравийского полуострова, Греции. Поэтому коренным жителям Малой Азии и Фракии, к тому же ослабленным под ударами египтян, ассирийцев, вавилонян, греков, пришлось себе искать новые места обитания: основной массив славян двинулся на север, на восточно-славянскую равнину, племена руссов — этруски (расены) ушли на запад, на Апеннины. Только небольшая часть кривичей — пруссы — по какой-то причине задержалась на побережье Босфора. Лишь через несколько веков они двинулись с места и после многих мытарств осели  между венедами и летто-литовскими племенами, в междуречье Вислы и Немана.

Кстати, все это согласуется с летописной традицией, по которой одной из прародин славянства считается Подунавье (Иллирик, Норик, Фракия) и прилегающие к нему области Малой Азии. Почти тысячу лет они жили спокойно, но судьба распорядилась иначе: экспансия германских крестоносцев завершилась для них трагически — пруссов уничтожили либо онемечили, священные рощи вырубили, храмы разрушили. Осталось одно название страны — Пруссия.

Но в небытие они не ушли. Как сказано выше, эти племена имели и другое название — кривичи. И территория их расселения не ограничивалась одной Пруссией. Они занимали обширные земли современных Литвы, Белоруссии, Смоленской и Брянской областей. Поэтому мы можем с полным основанием говорить, что пруссы-кривичи, наряду с вятичами, тиверцами (тверичами), древлянами, словенами (новгородцы-венеды — эстонцы до сих пор зовут русских «вене». — Ред.), северянами, стали тем самым ядром, на основе которого сформировался самый свободолюбивый народ в мире — русские. Ах, если бы не доверчивость, открытость иноземцам и вера в обещание властей!..»

Это и есть настоящая и правдивая история о Пруссии, которую я вам хотел поведать. Причем, как вы заметили, обосновал историю документально. Исходя из всего этого, можно утверждать, что территория Пруссии была силой присоединена к Германии, но никогда не являлась ее исторической землей. Германских племен здесь никогда не было. Первые германцы появились здесь не ранее XI в. — сначала это были христианские миссионеры, а вслед за ними пришли рыцари Тевтонского ордена, затем ордена Меченосцев. Так что в состав Германии (одно время вся она называлась Пруссией) Пруссия вошла только в середине XIII века.

Я говорил вначале о великом празднике нашего народа — 70-летии Победы над фашистской Германией. Тогда, в 1945 году, Иосиф Виссарионович Сталин не аннексировал территорию Восточной Пруссии, присоединив ее к Советскому Союзу. Он просто восстановил историческую справедливость, вернув эти земли славянам. И вот в 2015 году мы возвращаем забытую историю  о славянской земле. Рад, что традиция возвращать славянские земли продолжается и сегодня. Примером тому служит Крым.

Об авторе:

Виталий Шевцов, калининградский писатель, член Союза писателей России с 2004 года, председатель правления Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации Союза писателей России (Балтийская писательская организация), секретарь правления Союза писателей России; секретарь правления Союза писателей России. Проживает в Калининграде.

С 2000 г. печатается в региональной прессе: в газетах «Янтарный караван», «Маяк Балтики», «Калининградская правда», «Калининградский аграрий», «Страж Балтики», «Российский писатель», «Калининградское время»,  в российских и зарубежных литературно-художественных и общественно- политических журналах: «Балтика-Калининград», «Север» (Петрозаводск), «Наш современник» (Москва), «Балтика» (Эстония), «Подсолнушек» (Москва), «Лесная новь» (Москва), «Новая библиотека» (Москва), «Российская Федерация сегодня» (Москва), «Десна» (Брянск), «Воинское братство» (Москва), «Литературная Вена» (Австрия), «Мозаика Юга» (Краснодар).

Занимается литературоведческой деятельностью: исследования о белорусском периоде жизни поэта Александра Блока; руководитель детской литературной студии «Лукоморье», организатор и руководитель литературного проекта «Говорящая книга» по работе с инвалидами по зрению. Автор 5 опубликованных книг: «Семейный форс-мажор» (2005), «Черный аист и другие невыдуманные истории» (2005), «Нелюбовь» (2006), сборник очерков о согражданах-калининградцах «Дорогие мои земляки» (2008), «Мост влюбленных» (2012). Лауреат литературной премии «Справедливый мир» (Москва), учрежденной общероссийским движением «Россия» (2005), лауреат I Межд. литературного фестиваля «Славянские традиции-2009» (Крым), удостоен Почётного диплома «Победа» I Межд. литературного фестиваля «Славянские традиции-2009» (Крым), межд. литературного конкурса «Перекресток-2009» Чеховского общества (Дюссельдорф, Германия), лауреат II Межд. конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого (Москва, 2009), лауреат межд. литературного конкурса «Литературная Вена-2009» (Австрия), лауреат межд. литературного конкурса, посвященного 65-летию Победы «…И память сердца говорит» (Австрия, 2010), лауреат Первого Каверинского литературного конкурса( Россия, 2012), лауреат литературной премии им. Э.Володина «Имперская культура» (2013).

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: