Новый отзыв о литературном эксперименте Александра Гриценко
В новелле Александра Гриценко на мой взгляд намного больше психологизма, чем в новелле Елены Ельчинян.
Здесь характеры героев неторопливо и достоверно раскрываются перед читателем. В тексте есть что-то в духе традиций Антона Чехова и Леонида Андреева. Вечная драма «маленького человека» показана нам в антураже «офисного планктона» XXI века. И самое главное — это текст с так называемым «послевкусием». В общем это действительно новелла, сделанная строго в соответствии с канонами мейнстримовской литературы.
Вариант Елены Ельчинян также по-своему неплох. В нем больше динамизма, больше действия. Это уже не Чехов — скорее Глуховский. Финал прописан ближе к голливудским реалиям. Такое ощущение, что я уже видел эту сцену в десятках кинофильмов. Плохо ли это? Хорошо ли? Весь вопрос в том насколько поверит такому финалу читатель. В качестве примера хочу сослаться на первую серию шестого сезона «Игры престолов». Здесь в решающей схватке зачуханный герой по кличке «Вонючка» берет в руки меч и убивает вражеского солдата. Там это показано абсолютно достоверно и кроме того у героя в прошлом была богатая практика владения мечом. В тексте Елены более достоверным был бы не удар бутылкой. Главгер скорее уронил бы стеклянную посуду на пол, чтобы начальник понял, что его увидели.
Подытоживая, замечу, что подобные упражнения в своё время проделывал на курсах и я. Помогли ли мне они? Да, безусловно, пусть и очень нескоро. Кто-то может обойдётся и без них. Кому-то они не помогут никак. Главное здесь иметь способность учиться(!) на своих и чужих ошибках.
С уважением,
Айнур Сибгатуллин