Очередной отзыв о литературном эксперименте Александра Гриценко
Здравствуйте, Александр!
С большим интересом прочитала материал о вашем литературном эксперименте на примере новеллы «Скрепка», где обращается особое внимание «на проработку образов, детали и финал».
Вы взглядом мастера посмотрели на предложенную историю и оттенили ее такими необходимыми характерными штрихами, акцентами, ударениями, на которые ученик, возможно, не мог обратить внимания из-за каких-то особенностей своего личного зрения, вы же сами заметили, что «творчество индивидуально». А другому свою голову не поставишь. )) Безусловно, глаз ученика надо воспитывать на различных примерах, это очень полезно, особенно, когда ученик имеет склонности и способности работать в определенном направлении. Но получаться может у всех по-разному. Например, в студии группа учеников штудирует натюрморт. Постановка для всех одна, задачи одинаковые – воссоздать этот предметный сюжет во всех взаимосвязях, в пространстве, в колорите, в пропорциях и т.д., чтобы в итоге получилась гармоничная интересная красивая работа, даже если это просто учебный рисунок. Получается у всех абсолютно по-разному, хорошо, очень хорошо, или не очень, или совсем плохо… А сюжет для упражнения у всех тот же. Преподаватель берет кисть, ставит яркий рефлекс, где ученик его не заметил, а он там есть, в жизни, ставит звонкий блик – и вот уже в картину входит жизнь. Это самое ценное в любом виде творчества – передача чувства жизни, жизненной правды события. И при этом – гармонично.
И детали, на которые вы обратили внимание – способствуют более острому, впечатляющему воплощению замысла, идеи, сюжета. И, конечно, финал у вас получился психологически убедительный, та самая «жизненная правда события», не станет эта «Скрепка» идти против своего босса. А если пойдет – это уже совсем другая реальность, по которой, наверное, скучает ученица, автор истории. Если так – должно, наверное, много чего произойти, чтобы у действующих лиц сместились акценты. Вы замечательно увидели их, получилось иронично, актуально, живо и заставляет подумать, внимательно посмотреть на жизнь и человеческие отношения.
Наверное, есть еще важные моменты – знание той среды, о которой рассказываешь. Или претворение личного знания, или глубокое изучение и сопоставление различных источников, наблюдательность, и умение посмотреть на историю «сверху», и чтобы было не важно, кем рассказана история, мужчиной или женщиной, рассказчик, верно, должен быть и тем и другим, не допускать психологических ошибок в работе… Но в искусстве так трудно научить, хотя и можно научиться…
Спасибо за виртуозный мастер-класс! )))
С уважением,
Елизавета Пинахина