Со двора – в национальную сборную, или Как стать профессиональным писателем
Автор: Анна Семилетова
Фестиваль литературной фантастики «Аэлита» -2019 завершился. Мы поговорили с одним из организаторов фестиваля, современным писателем и драматургом, председателем правления Интернационального Союза писателей Александром Гриценко.
– Для вас как для организатора «Аэлита» – это что?
– Старейший фестиваль литературы в России, раньше – в СССР. Это традиция, уникальная вещь, что столько лет фестиваль существует. Многие премии существуют пять лет, десять, потом закрываются. А тут такая стабильность, и это для нас очень важно. В литературе нужна преемственность. Авторы, которые только начинают свой путь, должны перенимать духовный и практический опыт от своих старших наставников. Это бесценно – чтобы тебя кто-то заметил, на первых порах помог. Такие большие фестивали, с таким бэкграундом, для России вообще здорово. Другого такого проекта не существует.
– Не изживает ли себя такой фестиваль?
– Нет. В этом году новые авторы подавали заявки на очное/заочное участие, и их будет больше при правильном подходе. Фестиваль всегда видоизменялся. Изначально премия «Аэлита» вручалась за книгу. Когда фестиваль набрал обороты, стал уважаем, начали вручать за совокупность заслуг – серьезным, маститым авторам. С этого года мы приняли решение сделать премию международной. То есть отныне премию может получить зарубежный автор за вклад в мировую фантастику. Такая естественная гибкость не дает фестивалю уйти с арены. К тому же если такую престижную премию, как «Аэлита», получит иностранный писатель – для России это будет большим событием.
– Каждый человек сейчас может написать книгу, выложить ее, опубликовать где-то. Нужны ли такие форумы, где писатели на семинары ходят, мастер-классы проводят, тогда как фестиваль – не единственная возможность опубликоваться?
– Это абсолютно разные вещи. Ну опубликовал автор свою книгу и что дальше? Его никто не знает, читателей много не будет. Это как играть в футбол во дворе – и вдруг попасть в национальную сборную. Фестиваль – это уже профессиональный уровень. Выложить текст, конечно, каждый может, но без поддержки профессионального сообщества мало у кого что-то получается. Вышла книга – она должна появиться в магазинах, а не на каких-то случайных сайтах. На нее должны появиться рецензии, причем желательно от известных авторов и критиков. Премия статуса «Аэлиты» придает вес имени автора. У писателя две задачи – хороший текст написать и донести его до большого числа читателей. Этот фестиваль вводит человека в профессию.
– Я правильно понимаю, что профессия писателя не даст заработать автору много денег? У человека должна быть основная профессия, а писательство – это, так сказать, приработок?
– Не совсем так. Есть писатели, которые очень хорошо зарабатывают. Но если вы идете в литературу из-за денег, то нет, тут это не работает. Лучше заняться чем-то другим – быстрее заработаете. Здесь вы годами вкладываетесь, и только потом, возможно, что-то получится. Обычно писатели работают в каких-то творческих организациях, то есть смежных сферах. Писатель – сложная профессия, пока ты в эту профессию не попал, приходится зарабатывать чем придется.
– Может ли начинающий писатель использовать фестиваль как какую-то стартовую площадку?
– «Рассказ за 100 минут» – конкурс, который может быть стартом, можно опубликоваться в «Уральском следопыте». Конкурс короткого рассказа у нас проходил. И потом, есть вторая по значимости премия – «Аэлита-Старт», она вручается за дебют, за первую книгу. Эта премия вообще поднимает человека из разряда любителей в разряд профессионалов.
– Вы – как писатель, драматург – какие тренды в литературе не принимаете?
– Я вообще все принимаю. На премии «Дебют» я был ридером семь лет, всегда старался составлять лонг-лист так, чтобы все жанры были представлены: реализм, абсурдизм, постмодернизм. Я лекции читаю о современном писательском искусстве. Талантливую вещь все равно видно. В каком бы жанре это ни было написано. Если это постмодернизм и написано талантливо – это будет видно. Я считаю, что должны расти все цветы.
– Вы председатель правления Интернационального Союза писателей. Что это за структура, для чего?
– Основная наша функция – интеграция русской литературы в западную и наоборот для того, чтобы построить мосты взаимопонимания. Когда они читают нас, мы читаем их – у нас больше точек соприкосновения. Дружить вообще хорошо. А писатели вполне могут договориться, это родственные души. Типаж одинаковый, эти люди чем-то похожи. Мы люди слова, пропагандисты, и если мы сможем договориться между собой, то сможем в своих странах пропагандировать полезные вещи.
– С чего вообще начинается писательство?
– Автор должен созреть. Он должен понимать, в каком жанре, направлении ему лучше работать. Начинающему автору я все-таки порекомендовал бы пройти какую-то школу. Писать нужно учиться. Грамотность и умение писать – вещи разные. Их часто путают. Нужно освоить жанровую литературу, уметь писать реализм, а потом осознанно уходить в другие жанры. Использовать уже освоенные приемы. Художники тоже сначала учатся рисовать простые вещи, а потом уходят во что-то авторское. Если человек уже написал рукопись, должен дальше искать издателя, продюсера. У нас в ИСП широкая издательская программа, есть система грантов, но мы работаем с авторами, которые хотят этого, которые активны в плане литературы. Если человек за что-то переживает, то и в его произведении это будет видно. Если человек пассивный – то и книга такая же будет.
– Вы помните свое состояние, когда созрели для писательства?
– А я ничем кроме этого и не занимался никогда. Я писал с восьми-девяти лет, а в шестнадцать у меня была первая публикация. Я всю жизнь пишу, в 24 года уже был завотделом еженедельника «Литературная Россия». Потом ушел в «Литературную газету», стал работать в Союзе писателей России, затем стал председателем правления в Интернациональном Союзе писателей. У меня не было мысли, что я стану кем-то другим. Как-то так получилось: у нас в семье все читали, мне привили уважение к писателям. К двадцати годам я уже очень много прочитал. Мне легко было в профессии.
– Произведение, написанное в десять лет, все же нельзя считать чем—то серьезным. Наверняка был момент, когда вы поняли, что можете писать уже нечто взрослое?
– Писатель в себе должен воспитать внутреннего редактора. В самом начале у меня этого не было, адекватно оценивать я себя не мог. Лет в четырнадцать-пятнадцать я попал в литературную студию. Пришел я со своими текстами, и там меня разбили в пух и прах. А так как я не мыслил себя в другой профессии, пришел домой, лег на кровать и час просто лежал в каком-то полузабытьи. И вот с этого момента у меня начался рост. В шестнадцать лет первая публикация, это уже был текст состоявшийся. Этот момент можно назвать переломным.
– О псевдониме никогда не думали?
– Нет, а зачем? Я никому не рекомендую брать псевдонимы. Вы создаете бренд, возможно, для другого человека. Вы работаете, попадаете к издателю, он заключает с вами какой-нибудь кабальный договор, и когда вы захотите отдохнуть или перестанете писать, он скажет, что это его бренд. Есть бренд, и под него может уже писать любой человек. Псевдоним, если и выбирать, то делать это надо осознанно.
– Есть в этой профессии формула успеха?
– Все зависит от таланта писателя и его работоспособности. Талант – это 10 процентов, 45 –работоспособность и еще 45 процентов – это умение ждать. Кто-то относится к этому как к лотерее. Но можно самому работать, стучаться во все двери. А иногда двери даже открытыми бывают.
– Вы стучались?
– Я как-то совершенно легко вошел в литературу. Рано начал писать, учился, поступил в Литинститут с первого раза и уже через пару лет стал получать литературные премии за пьесы. Возможно, в силу того, что очень хотел плюс был подготовлен.
– Не было ли такого, что непроизвольно копировали стиль любимого автора?
– Если только в самом начале. А потом у меня выработался свой стиль. А вообще уметь копировать стили – это полезно. Был у меня период, когда я на фрилансе работал в десятке разных СМИ. У каждого свой формат. Я хорошо считываю форматы, так что «копирование» в некотором роде полезно. Если ты копируешь что-то в своих произведениях, то ты еще дилетант.
– Как вы находите темы, сюжеты для своих произведений?
– На данный момент я пишу в двух жанрах – реализм и постмодернизм. Реализм – это нескончаемый поток тем, реальность постоянно меняется, сюжеты, как говорят, «валяются под ногами». Если мы говорим о придуманных вещах – это озарение какое-то. Все может начаться с пары слов, с заголовка. Ну и думаю об этом очень много. Когда история складывается – сажусь и пишу. Я и ученикам говорю всегда, что не надо торопиться и сдавать сырой текст. Можно писать головой и руками. Лучше головой.