SOS! Я НЕ УМЕЮ ЧИТАТЬ

 

 mobile_file_2022-01-25_18-49-41

В России наблюдается развитие и укрепление серьезной проблемы – падение функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений.

Принято считать, что неграмотными признаются люди, которые не могут читать и писать. Однако это определение уже устарело, что рождает такие термины, как, например, «функциональная неграмотность», подразумевающий недостаточное владение письменным языком для выполнения рабочих обязанностей или удовлетворения ежедневных потребностей.

Согласно материалам НИУ ВШЭ, опубликованным в 2019 году на основании данных Росстата, Минпросвещения, Минобрнауки, Федерального казначейства РФ и ОЭСР «Образование в цифрах», в нашей стране 0,4 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет имеет только начальное образование. 0,2 процента населения вообще нигде не училось.

Снимок1

Рис.1 Численность грамотных и не имеющих функциональной грамотности в России

Население России
Безграмотные 0,20%
Имеют начальное образование 0,40%
Не имеют функциональной грамотности 20%
Общая численность грамотных 79%

Если учесть, что численность постоянного населения России на 1 августа 2021 года составила 145,8 млн. человек, то число лиц, которые вообще нигде не учились, составляет 297 тыс. человек, а тех, кто получил исключительно начальное образование, – 594 тыс. человек! Это люди, которые не смогли усвоить программу начальной школы и не перешли в 5-й класс. Вероятно, у них имеются навыки чтения и письма, но отсутствует функциональная грамотность, наблюдаются сложности существования в современном социуме.

Московская высшая школа социальных и экономических наук РАНХиГС со ссылкой на исследования PISA  приводит данные, согласно которым от 16 до 20 процентов детей  в возрасте 15 лет не достигает функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук.

При этом исследование ключевых компетенций взрослого населения PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies) продемонстрировало, что по ключевым компетенциям – таким, как грамотность чтения и математическая грамотность, наши соотечественники незначительно, но всё же обгоняют представителей других стран (например, проживающих в ОЭСР, Японии, Финляндии, Бельгии, Нидерландах и пр.), а вот по следующему ключевому показателю – умение решать задачи в технологически насыщенной среде – россияне оказались на предпоследнем месте: предположительно, только 40 процентов граждан в России в возрасте от 16 до 24 лет и 10 процентов в возрасте 55–65 лет способны оперативно решать текущие задачи и проблемы, оперативно принимать взвешенные решения, тогда как в странах Европы и Запада этот показатель снижается к 60–65 годам. Страдает качественная составляющая рабочей силы России, эффективность и уровень производительности труда. Исследования показали, что высокий уровень этого показателя достигается в тех странах, где наблюдается должный уровень функциональной грамотности (самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах). Соответственно, гипотезой выступило предположение о целесообразности мероприятий по совершенствованию процесса обучения в Российской Федерации, привития любви к чтению, анализу, работе  с текстами – функциональному чтению. Россия всегда была читающей, образованной страной, и мы должны обеспечить неснижаемый высокий уровень образования, духовно-нравственного потенциала наших граждан.

Министерством просвещения EDU.GOV.RU 19 июля 2021 года было опубликовано интервью с министром просвещения О. Ю. Васильевой, согласно которому 25% граждан России всех возрастных категорий не владеют функциональным чтением, то есть не понимают написанное и не могут пересказать прочитанное своими словами. Согласно данным Росстата, 20% населения – это дети школьного и дошкольного возраста. Соответственно, пятая часть потенциальной рабочей силы не сможет отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым научно-техническим прогрессом, экономической, политической ситуацией и временем. Кроме того, эти дети наиболее уязвимы перед влиянием различной пропаганды, включая пропаганду насилия, проводимую террористическими объединениями. Таким образом, проблема становится не просто важной – она носит характер мер государственной защиты и неприкосновенности национальных границ, границ и свобод граждан, и от решения этой проблемы зависит и экономическое благополучие страны, и минимизация тлетворного влияния запрещенных в стране организаций, и оборонная мощь.

Согласно одному из интересных документов США, сформированных Пентагоном в лице Командования объединенных сил США (USJFCOM) на рубеже 2007-2008 гг., в доктрине «Среда для действий Объединенных сил» (The Joint Operating Environment – JOE) представлен анализ «The Battle of Narratives» («Борьба повествований»), в соответствии с которым выдвигается несколько наиболее значимых постулатов, вытекающих из данной доктрины, среди которых деградация высшего образования, – как путь к военному поражению (предлагается разоружать противника посредством снижения эффективного уровня образования, подмены ценностей, искажения исторических фактов, уничтожения патриотической памяти – памяти о национальной доблести и чести. Это относится ко всей системе образования, включая среднее, профессиональное, высшее. Образование, направленное на оперативное исполнение команд). Огромное значение имеет битва за умы. Или, как предпочитают это называть американцы, The Battle of Narratives, что дословно означает – «борьба повествований», точнее «схватка за умы и души».

В свете вышесказанного как никогда остро встает вопрос совершенствования системы образования, подготовки и развития наших граждан, укрепления духовности, нравственности, патриотизма, обеспечения всевозможных мер по развитию функциональной грамотности. Это задача обеспечения качества трудовых ресурсов страны, сплоченности граждан, реализация мер противодействия террористическим операциям, экономическая, политическая и оборонная мощь.

Ситуация сегодняшнего дня демонстрирует острую проблему снижения уровня функциональной грамотности. Численность безграмотных и малограмотных подростков в РФ достигла критических масштабов – порядка 14,7% подростков (почти 700 тыс. чел.) в возрасте от 15 до 17 лет. Что ожидает страну в будущем, если мы не остановим этот процесс? Низкая производительность труда, экономическая отсталость, управляемость со стороны более подготовленных западноевропейских стран?! Мы разоружаем сами себя, превращая в страну третьего мира, которой вполне конкретно обозначена уготованная печальная участь. Схватка за умы и души имеет огромное значение для процветания государства и его граждан. И наша первоочередная задача – укрепить свои тылы, обеспечить условия для развития наших граждан, обучения детей, раскрытия в них самого лучшего, доброго. И у литературы, истории, культуры одна из самых важных ролей в этом процессе.

Стране необходимы проекты, направленные на патриотическое и культурное развитие граждан страны, культурное развитие регионов, содействие в формировании Я-концепции и социальной адаптации, развитии и укреплении этнической идентичности; обеспечение прав и свобод граждан на получение дополнительного образования, личностное развитие, организацию досуга и социальной адаптации. И именно  такие проекты позволят решить задачу, поставленную Президентом России В. В. Путиным: образование «…имеет для нас ключевое значение, так же как и традиции взаимного доверия, согласия и родства».

Ю. А. Погорельцева,

Санкт-Петербург,

прозаик, поэт,

руководитель спецпроектов МОО ИСП

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: