Тайные свидетели Азизы

Амир ГАДЖИ | Проза

отрывок из романа

Книга первая. Библиотекарь

Sacrificium (жертвоприношение)

– Какое странное у Нади прозвище, – сказала Адель.

– Ты права, прозвище действительно необычное для потомственной шаманки. Давным-давно, будучи молодой девушкой, начинающая шаманка выпросила у своей бабушки разрешение пойти вместе с охотниками на медведя. Надо сказать, что у коренных сибиряков охота на медведя – занятие нечастое. Даже не потому, что дело это хлопотное, – медведь – животное умное, и взять его труднее любого другого, – а потому, что медведь – хозяин тайги, и отношение к нему соответствующее, с пиететом. Ну, коли случалась такая охота, то здесь было принято отдавать местным шаманам желчный пузырь добытого медведя и ступни его лап, которые шаманы используют как в медицинских целях, так и для проведения специальных церемоний. Но самое ценное, что может принести шаману охотник, это медвежья пробка, или ее еще называют «втулок». Каждый медведь, прежде чем залечь в берлогу в зимнюю спячку, усиленно ест разнообразные травы и коренья, в том числе корни и старые листья бадана. Это такое сибирское вечнозеленое травянистое растение, обладающее кровоостанавливающим, вяжущим, сосудосуживающим, противовоспалительным и противомик­робным действием. Уж не знаю, кто рассказал медведю о свойствах этих трав, однако он знает, что они не только очищают его желудочно-кишечный тракт, но и, оставаясь всю зиму в кишечнике, постепенно создают в его заднем проходе надежную травяную пробку. В течение нескольких месяцев эти травы, подвергаясь переработке микрофлорой кишечника, поставляют организму жизненно важные микроэлементы и биологически активные вещества. Медвежья пробка, особенно весной, перед самым его пробуждением, – бесценный контейнер, наполненный готовыми к употреблению уникальными веществами. О том, что они очень полезны и для здоровья человека, сибирские шаманы знали еще тысячи лет назад, наблюдая за жизнью тайги. Кроме того, как ты знаешь, залегший в берлогу медведь семь месяцев не мочится и не испражняется. У любого другого животного в этом случае уже через неделю наступает смертельное отравление уриной, а у медведей начинается уникальный процесс повторной переработки отходов жизнедеятельности в полезные белки. В этом, как и во многом другом, проявляется мудрость природы. Шаманы – это люди, живущие в согласии с природой, умеющие пользоваться ее мудростью.

Медвежью пробку можно добыть, если разбудить медведя в берлоге. Обычно он освобождается от пробки сразу после пробуждения, иногда даже не выходя их берлоги. Найти берлогу крайне трудно, поскольку медведь делает себе убежище в нехоженых, труднодоступных и часто в новых местах. Осенью, когда медведь ищет место для зимней спячки, он делает все возможное, чтобы его берлогу не обнаружили люди – единственные его враги. Он неделями ходит по тайге, запутывая следы. Некоторые медведи даже ухитряются ходить спиной вперед, чтобы сбить с толку охотников. Наши охотники еще в марте случайно обнаружили медвежью берлогу. Они были без собак и близко не подходили, чтобы не спугнуть медведя, поскольку спит он очень чутко и, проснувшись, мгновенно выпрыгивает из берлоги. В этот момент он очень опасен. Медведь может легко взобраться на крутую гору, хорошо плавает, лазает по деревьям, быстро бегает, способен догнать и разорвать лошадь, так что человеку нет спасения от этого разъяренного зверя. Мне рассказывали, что в Сибири не принято стрелять в медведя, находящегося внутри берлоги, может быть, потому, что нечестно убивать беззащитного хозяина тайги в его же доме, а может быть, потому, что трудно вынуть из берлоги двухмет­ровую тонну медвежатины. Я не знаю.

В середине апреля трое охотников из Сосновки, Надя и две охотничьи собаки подошли к берлоге. Решили брать медведя в три ружья тотчас, как он выпрыгнет из берлоги, разбуженный лаем. Старинные ружья были заряжены, по одной пуле в каждом, так что промах охотника может быть для него роковым. Наде вручили тяжелую, но прочную рогатину, выдолбленную из мореного дуба. Когда-то, в прекрасные безружейные времена, сибирские охотники вдвоем, вооруженные только такой рогатиной и ножом, брали медведя. Надю, конечно, научили пользоваться этим оружием, но все были уверены, что ей это не пригодится. Охотники, готовые стрелять, встали полукольцом вокруг входа в берлогу. Надя поодаль уперлась рогатиной в дерево. Все были готовы встретить зверя, но что-то пошло не так. Собаки лаяли, кружась у черной дыры входа в берлогу, а медведь не выходит. Это был тот самый редкий случай, когда разбуженный медведь не выходит из берлоги. Этот хитрец только рычал на лай шмакодявок, но носа не показывал. Ожидание затянулось. Скоро будет смеркаться, надо спешить. Охотники, теряя терпение, а с ним и бдительность, незаметно для себя опустили ружья и как завороженные стали медленно приближаться к берлоге. Собаки, поощряемые хозяевами, крутились в непосредственной близости от входа. Одна из них уже отважилась сунуть морду в медвежье логово. Лишь Надя стояла на своем месте с рогатиной, упертой тыльным концом в дерево, и хладнокровно наблюдала за всем происходящим со стороны. В этот момент ошалелая собака, вихляя задницей, уже наполовину влезла в черную дыру. Еще мгновение – и ретивый служака исчез в чреве берлоги. Раздался короткий собачий визг – и наружу вылетело несколько окровавленных кусков собачьего тела. Охотники остолбенели от увиденного: ничего подобного раньше не бывало. Вдруг задрожала земля – и буквально вулканом взорвался пригорок, нависающий над входом в берлогу. Из нее, как черт из табакерки, вырвался на свет божий черный косматый свирепый зверь. Он встал в полный рост и угрожающе поднял передние лапы. Страшный, оглушительный медвежий рык пронесся по тайге, заставляя цепенеть все живое на километры вокруг. Медведь мотал головой, а из его открытой пасти, разбрызгивая по сторонам вонючей слюной, вылетали окровавленные остатки собачатины. Одновременно раздалось два выстрела. Две несмертельные пули заставили медведя упасть на четыре лапы и тут же отпрыгнуть в сторону. Раненый медведь увидел стоящую в нескольких метрах Надю. Он снова встал на задние лапы, поднял передние, не отрывая от Нади взгляда, и, рыча, как иерихонская труба, прыгнул на нее. Надя подняла рогатину. Уже в прыжке медведь понял свою ошибку, но было слишком поздно, и он был не в силах что-либо исправить. Пролетев по инерции эти несколько метров, он буквально насадил себя на рогатину, издавая душераздирающий рев. Уткнувшись в рогатину и не отрывая взгляда от Нади, медведь тянул передние лапы, стараясь достать ее когтями. Разделяющая их деревяшка не столько причиняла ему боль, сколько мешала зацепить обидчицу. Между лицом Нади и медвежьей мордой было расстояние не более метра. Их взгляды встретились. Все замерли. На мгновение в тайге наступила гробовая тишина. Потом затрещала ломающаяся рогатина и прозвучал третий, запоздалый выстрел. Медведь захрипел и замертво повалился на бок. От того момента, когда медведь выбрался из своей берлоги, до того, когда он умер, прошло всего несколько минут. Позже, когда разделали тушу, выяснилось, что ни одна из попавших пуль не была для него смертельной. Так от чего же умер медведь, если пули и рогатина только ранили этого зверя? Он умер от взгляда молодой шаманки! Это стало ясно после того, когда вскрыли медвежью черепную коробку: складывалось впечатление, что его мозг запекли в духовке. С тех пор у сибирской шаманки Надежды Сат появилось прозвище Медведиха.

– Прямо чудо какое-то!

– В этой деревне никто не считает, что Надя совершила чудо, включая саму Надю. Просто это есть проявление силы шаманки. Такая сила, возможно, есть и у других людей. Настанет время, когда ты обнаружишь подобную силу у себя…

Об авторе:

Анатолий Бариевич Мухамеджанов (творческий псевдоним Амир Гаджи) родился в 1949 году в г. Алма-Ате. После получения высшего юридического образования в Омске служил в уголовном розыске. Работал в комсомоле и различных государственных органах Казахстана. Ходил первым помощником капитана на судах загранплавания (порт приписки – Владивосток). Жил и работал в Китае. Со времен перестройки и до пенсии – частный предприниматель. Более тридцати лет изучал различные эзотерические техники. Практиковал с шаманами Западной Сибири, Тывы, Бурятии, Непала, Мексики, Гавайских островов, Аляски и Седоны (США), Перу, Боливии, Рапануи (остров Пасхи). Посетил более ста стран мира и Антарктику. В настоящее время живет в Монреале (Канада). Член-корреспондент Международной Академии наук и искусств.

Лауреат литературной премии имени святых Бориса и Глеба (2018); награжден медалью «За оригинальное мышление и духовное воспитание современного русского народа». Номинант Московской литературной премии – 2019. Лауреат международного конкурса «Новый сказ» им. П. П. Бажова (2019) в номинации «Проза» за роман «Тайные свидетели Азизы». Обладатель Гран-при Международного литературного конкурса им. А. А. Грина (2020) за роман «Тайные свидетели Азизы – 2». Номинант премии им. С. Д. Довлатова (2021). Финалист Общенациональной премии им. П. П. Бажова (2022) за новеллу «Прости!».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: