«Новогодняя елка» от Александра Гриценко

Виктория БАЛАШОВА | Рецензии

Автор: Гриценко Александр «Избранное»
Издательство: ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ, 2015 г.
Серия: Классики и современники
Жанр: Отечественная драматургия и др.
ISBN: 978-5-906784-00-1
Страниц: 440 (Офсет)
Тип обложки: обл. — мягкий переплет.
Иллюстрации: черно-белые

Не каждый писатель может похвастаться книгой с, казалось бы, незамысловатым названием «Избранное». Ведь для того чтобы ее составить, необходимо иметь не просто некое количество различных произведений, но произведений довольно-таки высокого уровня — то есть автор должен иметь своеобразный пул сочинений, из которых можно было бы выбрать лучшее. После прочтения книги Гриценко создалось впечатление, что этот писатель поделился лишь частью своих работ и что он с легкостью «вытащил» бы из пула больше.

Однако избранные работы Александра Гриценко позволяют не только получить удовольствие от чтения. Читатель имеет редкую возможность пойти дальше: почувствовать тонкую грань между жанрами, посмотреть на жизнь глазами самых разных героев, рассмеяться и заплакать. Переживать целую гамму эмоций автор заставляет буквально через каждую страницу. Начинающим писателям здесь и вовсе раздолье — недаром Гриценко уже много лет руководит и сам преподает на литературных курсах. Собственным примером он показывает, насколько многомерным бывает талант писателя: филигранно выписанные сюжеты, неожиданные финалы, точно выписанные характеры — не исключение, а правило, которым должен владеть каждый, кто берется за перо.

Отдельно хотелось бы остановиться на новеллах из цикла рассказов «Сны». Порой, чтобы написать хороший рассказ, автору приходится преодолеть куда больше сложностей, чем при написании большого романа. Своими новеллами Гриценко в который раз доказывает, что короткая дистанция ему не просто по плечу, это его конек. Совершенно сюрреалистический рассказ «Мальчик с разбитыми коленками» заставляет иначе взглянуть на мир детей, с иного ракурса увидеть проблемы и страхи маленького человечка. В «Метафизических червях» автор рассуждает, философствует, будто жонглирует словами, логично выстраивая цепочки предложений, и в какой-то момент заставляет поверить в «научность» своих выкладок. Совет, который он дает в финале, не кажется назидательным или нравоучительным — читатель воспринимает его как предписание доктора, чьей целью является не научить, а вылечить, помочь.

С неожиданной стороны автор раскрывается в рассказе «В стране чудес». Вдруг после грустных, порой трагических, часто очень откровенных работ читатель сталкивается с красивой сказкой про любовь. Тут и принц, и сказочный замок в таинственном лесу, и добрый волшебник, и даже король-отец. Гриценко опять удивляет, а ведь, листая страницу за страницей, читатель вроде проникся меланхолическим настроением и успел многократно вздохнуть. И тут — сюрприз, рассказ, внесший волшебную нотку, которая особенно придется по душе женской аудитории.

Конечно, нельзя не отметить повесть «Триумвират», написанную в соавторстве с Николаем Калиниченко и Андреем Щербаком-Жуковым. Это великолепная игра под названием «Поиграем в Льва Толстого». Чего только не добавили авторы в свое «блюдо»! Тут вам и писатели-«негры», и масонский заговор, и даже «история» появления «Макдональдсов». Еще один поворот, и читатель уже от души смеется над приключениями несчастного Пьера Безухова, при этом практически ни на один шаг не предугадывая, как будет развиваться сюжет дальше.

Немалый интерес представляют и пьесы Александра Гриценко. В качестве драматурга он успел себя зарекомендовать давно. За пьесу «Носитель» Гриценко был удостоен премии «Дебют», и хотя пьесы принято смотреть на сцене, данное произведение при чтении играет совершенно иными красками. В сценическом воплощении зритель видит не только работу драматурга, но и постановщика, актеров и целого ряда других людей, которые помогают оживить написанные строки. Читая пьесу, мы видим замысел автора без примесей, в чистом виде. В «Носителях» читатель сталкивается с очень редким талантом писателя — умением писать живые, словно перенесенные с диктофона на бумагу, диалоги. Строить собственное суждение о поступках героев не мешают актерские образы и манера играть. Сравнение с «Гамлетом» кому-то покажется слишком смелым, но обе пьесы объединяет то, что их все-таки в первую очередь следует прочитать — очень уж много теряется в процессе переноса подобных текстов на сцену.

Вторая часть книги посвящена нехудожественным текстам.
И тут палитра так же разнообразна, как и в первой части. Богатый жизненный опыт Александра Гриценко позволяет ему делиться с читателем размышлениями о творчестве современных писателей, путевыми заметками и даже рассуждениями по поводу критики его собственных произведений. И если кто-то подумает, что в этой части «Избранного» чтение становится скучным или академичным, то ошибется. Автор вновь доказывает, что способен увлечь текстами любого масштаба, написанными в любом жанре. Язык всех произведений в хорошем смысле простой и легкий, лишенный перегруженности и словесной мишуры, современный и яркий. Гриценко обладает собственным стилем, узнаваемым, но в то же время не замыленным штампами. Каждый раз автор ставит, выражаясь театральным языком, «освещение» по-разному, заставляя читателя лишь изумленно покачивать головой.

Книгу «Избранное» Александра Гриценко можно сравнить с новогодней елкой, которая таинственно поблескивает в углу темной комнаты. Мы, как маленькие дети, завороженно разглядываем «игрушки», развешенные автором с завидным мастерством. Он не стал довольствоваться стандартным набором разноцветных шаров. Для него это было бы слишком скучно. И кого мы только не увидим на ветках, даже троллей и портрет самого Льва Николаевича Толстого…

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: