Парчовые стихи Анатолия Ливри
Для каждого автора свойственен собственный стиль, и поэтому для достоверного анализа его творчества требуется релевантный инструментарий. Если поэт мыслит ассоциациями, думается, и критику нужно следовать его примеру.
Стихам Анатолия Ливри характерно умение легко, непринужденно «жонглировать» аллюзиями – так может только подлинный интеллектуал. Причем это не нарочитая демонстрация эрудиции, а естественное словесное полотно – глубокое, многозначное, таинственное. Мне произведения Анатолия напоминают парчу – тонкую шелковую художественно-декоративную ткань, утяжеленную золотыми и серебряными нитями.
Поэт-шелкопряд легко набрасывает строки, стих струится, а в его основу вплетены драгоценные, искрящиеся нити-аллюзии, приоткрывающие свою тайную красоту читателю, но только тому, кто отличается начитанностью и высокой культурой. Для такого читателя есенинское название вдруг причудливо переплетается с дантовым Адом, кругами которого становятся дорожки воды, с пушкинским пророком и пробуждением души. Для него тени конунгов вступают в диалог с греческой военной стратегией, но и мудростью.
Переливаясь, сверкает золотом словесный узор, струится между пальцев ткань стиха, изредка топорщась бугорками просторечий и почти оксюморонных метафор – «кокнуть», «липкий ужас мирозданья», «треск вращения планет», но тут же сглаживаясь возвышенной лексикой – «естество», «младенчеству», «уповай», «раденья». Причудливости орнаменту добавляют многозначные античные образы, делающие ткань стиха уникальной и ни на кого не похожей: грань сна венчается вакхическим пробуждением, радение оборачивается то ли усердием, то ли религиозным обрядом, а поэт-мистификатор провозглашает свой Завет.
Известная с глубокой древности парча в настоящее время производится в небольших количествах и используется в самых торжественных случаях. Так и стихи Анатолия Ливри – драгоценны, уникальны, не для всех.
Елена Коломийцева, доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой журналистики Московского государственного института культуры.
Лицом к лицу
На грани сна, в тех поймах света,
Где кокнуть тусклое стекло не стоит ничего,
И детской волею согрето
Пророка злое естество,
Ты разглядишь, поэт, Паллады
Купанья чёткие следы,
А у ключа, как круги Ада,
Водой прорытые бразды.
Там липкий ужас мирозданья
И треск вращения планет
Вокруг рифмованных преданий
О Вакхе-Солнце (мой Завет!).
Но вот приходит пробужденье,
Скажи младенчеству: «Прости!»
И уповай, чтоб дни раденья
С той грёзой вновь свели пути.
Д-р Анатолий Ливри, великие курганы Уппсалы, 21 ноября 2016 г.
Об авторе:
Коломийцева Елена Юрьевна, заведующая кафедрой журналистики Московского государственного института культуры, доктор филологических наук по специальностям 10.01.10 – «Журналистика», 10.01.01 – «Русская литература», профессор. Имеет высшее филологическое (Армавирский государственный педагогический институт, 1996 г.) и экономическое (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013 г.) образование. Обладатель дипломов «Золотой фонд прессы России», член редколлегии издательского дома «Лазурь», журнала «Культура и образование». Организатор многочисленных журналистских и литературных научно-практических конференций и фестивалей (научно-практические конференции «Кожиновские чтения», «Мастера русской словесности»; фестиваль журналистов в сфере культуры «Кульминация» и др.), председатель и член жюри творческих конкурсов («Проба пера» (Москва), «Пингвины пера» (Москва), «Профессия – журналист» (Москва) и др.). Автор трёх монографий, около ста восьмидесяти научных статей и учебно-методических разработок, практикующий журналист. Ведущий мастер-классов в рамках различных профессиональных мероприятий (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и т.д.).
Прошла стажировки в университетах: Danube University Krems (Кремс, Австрия), Philipps-Universität Marburg (Марбург, Германия), The LIMAK Austrian Business School (Линц, Австрия), Universitat Dortmund (Дортмунд, Германия), Университет Конкордия (Монреаль, Канада), Колумбийский университет (Нью-Йорк, США).
Сфера научных интересов: история русской литературы и журналистики, история культуры, современная литература и публицистика, журналистский текст.