Рождение сюрреалистки (новелла)
Окончились последние каникулы. Недавно Фирочке исполнилось восемнадцать, и встал вопрос о работе, встал сам собой, поскольку она пока так и не решила, кем ей хочется быть и куда пойти учиться. Придя на производство, конечно же не в качестве менеджера, а в качестве ученика токаря, Фирочка понимала, что это не окончательный жизненный выбор, что назначение её куда более высокое. Но принципиальный дядя Фима напутствовал, говоря, что хорошая, востребованная профессия ещё никому не принесла вреда, а вот время всяческих дилетантов всё равно уйдёт.
Тем не менее с первых дней ей захотелось показать, что у неё нет ничего общего с этой простоватой средой. В доказательство она стала носить в сумочке тетрадку в клеточку и, вынимая её в обеденный перерыв, делать вид, что сосредоточенно решает Бином Ньютона. Девчонки, молодые токари, её за это невзлюбили и постоянно собачились с ней в бытовке.
Для ученичества Фирочке выделили токарный станок – всё равно станков было больше, чем токарей в цеху, показали, что и как, и предоставили самой себе. За рекордами она не гналась, но ей нравилось смотреть, как виртуозно управляются опытные токари с ключом зажима и с ручкой подачи резца. Ей тоже хотелось так ловко и элегантно… Но резцы моментально крошились и их приходилось затачивать наждачным кругом в конце цеха или менять в инструменталке. Поэтому она нередко отсутствовала на рабочем месте. И когда мастер смены, по нескольку раз выходя из своей конторки и оглядывая парк станков, свирепел: «Где Фирка?» – Зоя, работавшая неподалёку на строгальном, пожимала плечами. А только мастер скрывался за дверью, спешила предупредить эту чудачку Фирку. К ней-то Фирочка и прикипела. Тем более, после того как в очередной раз она стала доказывать рабочим девчонкам, что её «философский созерцательный ум гораздо выше их примитивного практического умения работать руками», Зое пришлось вклиниться между спорящими и погасить спор. Зоя вообще не любила категоричности в суждениях. Где-то она прочла, и эта мысль ей понравилась: «Всё можно доказать и так же опровергнуть» или «истина всегда посередине».
Зое, как и Фирочке, исполнилось восемнадцать, она так же работала между попытками поступить в институт. Но между прочим увлекалась театром, живописью, сочинительством и затруднялась определить, что для неё предпочтительней.
Теперь они уходили домой вместе: высокая, спортивная, светловолосая Зойка и на голову ниже, очень женственная брюнетка Фирка. Она стала приезжать к Зое по выходным из другого района города, а та ей показывала книги по искусству, много рассказывала о художниках-постимпрессионистах Моне и Ван Гоге. Особенно эмоционально об образе Ван Гога, выведенном в книге Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». Для далёкой от искусства Фирочки такие разговоры стали откровением. И однажды Зоя пригласила Фиру на день рождения.
– Будут несколько близких друзей и одноклассников, люди с сарказмом, любят интеллектуальные беседы, – предупредила Зоя.
На именины Фирочка явилась подтянутая и отрепетированная. Она цепким взглядом определила атмосферу и центр собравшихся. Пока Зоя колдовала на кухне с последними приготовлениями, гости сами собой, находя общие темы, оживлённо общались. Когда было вынесено последнее блюдо, Фирочка уже сидела за столом напротив Толика Петрова и со знанием дела толковала о постимпрессионистах и, в частности, о Ван Гоге. Слово в слово повторяя ещё вчера полученные сведения. Зою неприятно удивило, как легко и быстро подруга присвоила её оценки и определения. Она никогда не афишировала свои пристрастия перед Толиком, который окончил художественное училище и готовился в академию. Убеждённый абстракционист, не воспринимающий реализма в искусстве. Тогда как она во всём допускала умеренность. Тем не менее от влияния личного обаяния Толика Зоя не была свободна. Иногда в разговоре с ним она неожиданно становилась косноязычной и сгорала от стыда поэтому. Сейчас он смотрел через стол на Фирочку как на новую сверхзвезду. Среди молча внимавших им гостей эта пара составляла теперь оживлённый дуэт. Фира с пламенным взором карих глаз согласно кивала, когда Толик скороговоркой произносил:
– Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых форм ассоциаций, на вере во всемогущество грёз.
При этом он не был бледным, сухим носителем бредовых идей, а наоборот, был молод, красив, остроумен и весел. Зоя почувствовала себя обворованной, но старалась этого не показывать.
Фирочка разрумянилась и широко, обаятельно улыбалась. Естественно, Толик её провожал. В последующие дни она находилась под сильным впечатлением от именинного вечера.
В понедельник, выйдя во вторую смену и настроив на работу станок, Зоя посмотрела в сторону токарного отделения. За окном быстро темнело. Уютно, ровно урчала особая музыка токарного цеха. Задумчивое лицо Фирочки отражалось в окне напротив. Она рассеянно вставила деталь, небрежным поворотом ключа закрепила её, нажала кнопку «Пуск» и плавно стала подавать резец. Но, соприкоснувшись с резцом, деталь вдруг исчезла. Фирочка недоумённо и испуганно смотрела на вращающиеся пустые тиски, затем огляделась вокруг себя, встав на цыпочки и перегнувшись, заглянула за станок. Увидела на оконном стекле отверстие с разбегающимися веером лучами, задумчиво посмотрела на него, откинувшись чуть назад и склонив голову набок, словно перед картиной. Затем решительно выключила станок и направилась к невольному своему произведению. Поглощённая собственными мыслями: то ли о законе физики, глядя на предполагаемую траекторию полёта детали, то ли вспоминая слова Толика о «незаинтересованной игре случая», – она плавно протянула руку и пальчиком потрогала отверстие с отходящими лучиками.
Наблюдая всю эту картину, Зоя почувствовала присутствие Толика. С грустью подумалось, что эта вот девочка, видимо, и покинет с ним «пещеры бытия», и станут они уже вместе вносить свой вклад в разрешение «кризиса воображения». Похоже было, что Фирочка нашла себя в этой сюрреалистической концепции. Толик же нашёл в лице Фирочки глубокое понимание, как ему казалось, и общность.
И вскоре они поженились. Зоя была подружкой невесты на свадьбе. Родители Фирочки настояли, чтоб дети не садились в автомобиль после ЗАГСа, а прошлись небольшой процессией, «чтобы платье невесты побольше народу увидало». Толику это не понравилось, но он уступил, а по пути следования оборачивался к друзьям и отпускал реплики:
– По улицам слона водили…
«Если он ассоциирует себя со слоном, то Фирочка, похоже, – укротитель слонов», – думала Зоя, глядя под ноги, стараясь не наступить на шлейф её платья. А Фирочка, довольная собой, шагала во главе процессии, как маленький Наполеон, у которого впереди ещё много побед.
Об авторе:
Зинаида Ивановна Дудченко, в девичестве Сапрыкина, родилась в 1945 г. в Белоруссии в г. Лунинце. С 1954 г жила на Украине, окончила экономический факультет Криворожского горно-экономического техникума. С 1971 г. живу в г. Армянске на севере Крыма. Работала инженером по организации труда и заработной плате на строительстве химического комплекса, затем в Заполярье в «Жилстрое», по возвращении – на химпредприятии «Титан». Сейчас на пенсии.
Творческая биография: рифмовала, рисовала и пела, как помню, лет с девяти. Стихи всерьёз стала писать с 15 лет. С 1977 г.– член ЛИТО «Пятиозёрье» г. Красноперекопска. С 1985 г. – член творческого клуба любителей искусств «Каркинит» г. Армянска. Принимала участие в писательских семинарах и фестивалях в Крыму. Печаталась в коллективных поэтических сборниках: «Полынный мёд», «Серебряная полынь», «Степная мелодия», «Симфония ветров», «Горизонты», «Крымский орнамент», «Крымское слово»; в альманахах: «Поэтическая карта Крыма», «Полюс Крым», «Автограф», «Брега Тавриды»; в журнале «Крым» и других литературных проектах в Крыму; Vintage на Украине, в международных – «Что есть истина», «Русская Вселенная», «Российский колокол». Участвовала в литературных передачах крымского телевидения в 1980 г., красноперекопского телевидения в 90-х. Снято два фильма о творчестве на армянском телевидении Армянска. Печаталась в газетной периодике: «Отражение», «Трутень», «Перекоп», «Северная вахта» и др.
Выпустила персональные поэтические сборники: «Исповедь провинциалки» – 1999 г.; «Лирическая квадрига» – трилогия, состоящая из трёх тематических книг: «Лирическая квадрига», «Взгляд интроверта» и «Долгий марафон» – 2012 г.; «Мiстечко в степу» на украинском языке – 2014 г.; «Под обстрелом Ноосфер» – гражданская лирика, 2017 г. Немного пишу стихи для детей. Работаю над прозой.
С 2000 г. состояла в Межнациональном Союзе писателей Крыма. С 2015 г., при переходе Крыма под российскую юрисдикцию – член Союза писателей Республики Крым.