Интервью с писательницей Светланой Ангарской
Автор: Сергей Матросов
На прошедшей этой весной — уже в девятнадцатый раз — международной конференции по вопросам фантастики «РосКон» было вручено множество наград и премий. И сегодня мне бы хотелось поговорить с автором романа «Просветлённые» и обладателем премии им. Франца Кафки за крупный вклад в литературу Светланой Ангарской.
Светлана Ангарская — публицист, писатель, сценарист. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Работала в центральной прессе, на радио и телевидении. Её всегда актуальные репортажи, интервью, корреспонденции звучали в программах радио «Маяк», «Радио России», в программе «Время». Долгое время она руководила творческим центром «Радуга-фильм».
Светлана Ангарская любит путешествовать. Первая книга «Турфирма как она есть» — именно о впечатлениях от путешествий в далёкие страны, в которых побывали наши соотечественники. Роман «Просветлённые» — о жизни и приключениях Нострадамуса; в книге по нему снимается фильм. Это философская притча о добре и зле. Её герои — люди разных профессий и национальностей, но объединяет их одно — любовь к жизни и страстное желание понять и выполнить своё предназначение на этой земле.
В 2018 году на фестивале «Аэлита» Светлане за роман «Просветлённые» по праву достался «Орден Добра и Света».
— Начать мне бы хотелось вот с какого вопроса. Светлана, все мы, как говорится, родом из детства. Мечтали ли вы с детства стать журналистом, писателем или у вас, как у всех, в приоритете были космонавт и пожарный?
— В школе всегда хвалили мои сочинения по литературе, они даже побеждали на различных конкурсах, и меня выбрали редактором стенгазеты. Я с удовольствием этим занималась и следила за публикациями в прессе известных журналистов, чтобы собрать материал для нашей газеты. Например, мне очень нравились статьи Анатолия Аграновского.
Привлекали его широкий кругозор при выборе тем, напористость, аргументированность и корректность при их разработке. Это были семидесятые годы. Помню его статью в «Комсомольской правде» под названием «Мы все друг другу служим». Речь шла о необходимости и важности каждой профессии в нашей жизни. Для нас —старшеклассников, выпускников — это было очень актуально. И я развила эту тему в нашей газете. Было шумное и запоминающееся обсуждение, перешедшее в диспут.
Уже тогда я стала писать заметки в областную газету, потом в центральные издания. И даже послала свой первый рассказ в журнал » Юность». После окончания школы выбор передо мной не стоял, я давно мечтала стать журналистом. И уже этой своей мечте никогда не изменяла. Поступила на факультет журналистики МГУ. Там было у кого поучиться. Ведь преподавали живые легенды, авторы учебников. Помню своих педагогов. Профессор Розенталь читал нам курс русского языка. Автор собственного учебника Лидия Петровна Кучборская преподавала античную литературу, а Людмила Александровна Татаринова — древнерусскую. Все были уже в возрасте, но как любили свой предмет и как его преподносили!
Закончив университет и начав работать в газете, я поняла, что не ошиблась. Люблю свою профессию всю жизнь и верно ей служу.
— Значит, со школы увлеклись журналистикой и это стало призванием, а что с писательством?
— Ну, а писательство… Так ведь всегда количество переходит в качество. И потом, я эти профессии не разделяю. Практически все писатели были журналистами так или иначе, даже Лев Толстой писал свои «Севастопольские рассказы» на передовой. Да и плох тот солдат, что не хочет быть генералом. Так ведь у нас говорят.
— Раз уж вы упомянули Толстого. В статье Щербака-Жукова о вас проводится некая параллель с творчеством Достоевского, а героиня книги «Просветлённые» находится под влиянием Пушкина и Экзюпери. А какие авторы или произведения влияют на ваше творчество и вдохновляют вас? Есть ли любимые книги, персонажи, жанр?
— Читать я люблю с самого раннего детства. И у меня много любимых книг. На первом месте наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Со школы знаю наизусть почти всего «Евгения Онегина». Какая глубокая философская вещь!
Из писателей — Лев Толстой с его беспрерывными исканиями добра в человеческой душе. Какой гигант! А как описывает быт и уклад нашей российской жизни — одно удовольствие читать! Да, конечно, и Достоевский с его трагической составляющей борьбы добра и зла… Только мне больше по душе стиль Булгакова. Его понимание интуиции человека. Очень люблю нашего замечательного фантаста Ивана Ефремова. Этот писатель — просто глыбища таланта и фантазии! Люблю много других мастеров прозы из разных эпох. Это и Бунин, и Набоков, и целая плеяда поэтов и поэтесс от Серебряного века до современности. Поэзия ведь — королева литературы. Как её не знать и не любить творческому человеку?
— Я думаю, среди наших читателей найдутся молодые авторы или писатели, решившие попробовать новый жанр. Им наверняка будет интересно, как рождаются идеи романов. Да и рядовому читателю будет любопытно приоткрыть завесу над писательской кухней. Расскажите, из какой задумки родился роман «Просветлённые».
— В этом романе все его герои — это образы собирательные. Я наблюдаю жизнь во всём её многообразии, она зачастую и даёт сюжет, все развороты и повороты. Но здесь… Был такой в жизни режиссёр и был с ним такой случай. И случилось всё это в те далёкие уже девяностые. А дальше, как у Булгакова, всё пошло как-то не так…
— Вы говорите «всё пошло не так», а вообще как у вас это происходит, знаете ли вы с самого начала, чем закончится история и как изменятся главные герои, или начинаете писать, а там куда кривая выведет?
— Вообще-то мне нравится, чтобы всё было конкретно и чтобы знать заранее, каким будут начало и конец. Но, бывает, так заносит, что и не знаешь, куда фабула или герой тебя приведут…
Здесь вот девяностые и всё про них. Вся эта грандиозная история кинорежиссёра Димова, задумавшего снять фильм про средневекового учёного и мыслителя Мишеля Нострадамуса. Он очень хорош в представлении режиссёра и хороша его биография, тщательно проработанная автором сценария и доведённая до безупречности самим Димовым. И как же можно было бы поиграть с этим материалом — тем более, что и актёрский ансамбль подобрался удачно, но вот беда — нет денег. Нет денег на сьёмки, на аренду техники, на плёнку и зарплату. Пытались занять у банка, выкручивались как могли, но не помогло. И вот на фоне этой драмы разворачивается одиссея самого режиссёра, который вынужден податься в бега от бандитов, крышующих банк и требующих с киногруппы проценты, разгромивших студию и рабочие материалы фильма. А вокруг колоритно свистят девяностые — с их попранием законов и оголтелой преступностью. Заступиться некому. Димов оказывается в Америке, потом бежит в Таиланд, попадает в цунами и оказывается в тибетском монастыре, где, потерявший память, пытается восстановиться. Его будут долго лечить монахи, и в конце концов происходит его нравственное преображение. Многое поняв и оценив по-новому, он, преображённый и очистившийся, вернётся к своему делу, своему призванию, своему предназначению на этой земле.
— Ваш режиссёр оказывается в Америке, в Таиланде, на Тибете. Широкая география, для описания всего этого нужны обширные знания о странах, в которых происходит действие романа. Но вы наверняка легко справились с этой задачей, ведь вы —завзятая путешественница…
— Да, люблю путешествовать и считаю это одним из самых больших удовольствий, что есть на белом свете. После открытия границ я и мои друзья стараемся посмотреть как можно больше стран, городов да и вообще разных интересных мест. Наша Земля прекрасна, и оно того стоит. Ну, и конечно, кругозор у всех стал шире. Открылись многие истины, недоступные ранее. Я даже написала книгу о туризме. Мой первый роман «Турфирма как она есть» даже был бестселлером…
— Замечательно. Монахи, предназначение, очищение, преображение — ваш роман «Просветлённые» с явным эзотерическим и психологическим подтекстом. Собираетесь и дальше вести поиски в этом направлении или сейчас интересно говорить о чём-то другом?
— Эзотерикой интересуюсь, буду писать о ней и дальше. Меня очень интересует мир невидимый — духовный.
— Как вы уже рассказали, ваш герой попадает к тибетским монахам и, безусловно, большое значение в романе имеет буддизм. Как вы относитесь к религии в целом и к буддизму в частности?
— К религии отношусь серьёзно. Я верю, что Бог для всех один. Это он дал каждой человеческой общности своего святого, учёл национальные особенности разных народов, поэтому уважаю чувства всех верующих и сама придерживаюсь мнения, что если веришь, случаются чудеса. Сейчас строится много новых храмов. Некоторые недоумевают — дескать, зачем? Но ведь подумайте. Совсем отчаявшемуся человеку, в нашем — то ужасающем мире, куда пойти, если что случится? А в храме он утешится и успокоится как нигде. Надо это понимать. Наша христианская религия более сурова к человеку, чем, к примеру, буддизм, за что его так и любят в Голливуде. Будда ведь говорил: «не хочешь страдать — не желай». То есть все страдания от желаний. Многих больше привлекают как раз желания. Но Бог всегда даёт человеку выбор; никто тебя морально не может заставить совершить грех. Самому и отвечать…
— Ещё, конечно, нельзя не спросить про апокалипсис. В романе есть явное ожидание конца света, но ваши герои меняются и тем самым спасают положение. А как вы считаете: в реальной ситуации обречено ли человечество или есть ещё шанс на спасение?
— Я не пророк, поэтому не берусь рассуждать о конце света. Но то, что творится сейчас, увы, показывает, что мир, похоже, сошел с ума. Отвергаются все нормы человеческого поведения и приличий. Откровенна власть денег и безудержное потребительство, отсюда озлобление и агрессия: если у меня чего-то нет, а у другого есть, надо это добыть и любыми путями удовлетворить свои прихоти. При ложных принципах новой демократии и двойных стандартов разжигаются войны, терроризм. И это всё к добру не приведёт. Сколько ведь погибло мировых цивилизаций!
Конечно, сейчас эпоха совершенствования технического прогресса. Новые технологии продвинули человечество далеко вперёд. Но ведь двигателем истинного прогресса является не совершенство техники, а как раз эволюция человека, именно человек окажется в будущем мерой всех вещей, а наука и её открытия лишь подчиняются нуждам его развития. Основной закон эволюции — параллельность и взаимосвязь научно-технического и нравственного прогресса. А падение цивилизаций определяется в первую очередь их моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением. Так было с Древним Римом, Вавилоном, Древним Египтом. Но человечество почему-то не хочет оглядываться назад и просветляться. А ведь судьба цивилизации зависит от того, из чего складывается частная судьба человека, ибо человек — та же Вселенная, глубокая и неисчерпаемая… Этой теме и посвящён мой роман «Просветленные».
— Помимо героев нашего времени — режиссера, актёров, банкиров и бандитов, одним из персонажей вашего романа становится Нострадамус, известный в первую очередь как предсказатель. А как вы сами относитесь к предсказаниям будущего, астрологическим прогнозам и прочему?
— Одним из главных героев моего романа действительно является учёный и предсказатель Средневековья Мишель Нострадамус. Известно, что многие его предсказания сбылись. Он рано понял, что всё в мире подчинено определённым законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Наука ведёт в пустоту, если за ней не стоит философия, считал он. Проникновения в глубинные закономерности развития природы и общества дарует таким носителям разума, как Нострадамус, феномен предчувствия и предвидения. Предсказывал в древности и учёный Пифагор, и тоже многое сбывалось — также благодаря его предчувствиям и предвидениям, как писали современники. Поэтому я к предсказателям прислушиваюсь. Я очарована миром подсознания, то есть миром духовным и невидимым. Здесь, по-моему, кроются многие загадки психики человека и загадки предсказаний — на уровне тонких миров. Это вопрос непростой, и я много об этом читаю и размышляю.
— Замечательно, когда встречаешь людей, задумывающихся о таких вещах, наверное, именно поэтому в 2018-м на «Аэлите» вам был вручен орден. Ощущаете ли себя как борца за человечество, стремящегося спасти мир, или как философа, размышляющего о добром и вечном?
— «Ордену Добра и Света» я очень рада, потому что девизом своего творчества считаю слова моего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина «…чувства добрые я лирой пробуждал». И конечно, как могу стараюсь бороться своим творчеством за победу сил разума и добра!
— Борьба за победу добра на всех фронтах – это прекрасно, но всё-таки не считаете ли вы, что книги, особенно бумажные, в современном обществе утрачивают свою значимость, а электронные СМИ, учитывая развитие интернета и всевозможных гаджетов, являются более значимым видом деятельности?
— Соперничества я здесь не вижу. И то, и другое должно быть. Так как я журналист, то вопрос о СМИ для меня важен всегда. Не могу, проснувшись утром, не послушать или не посмотреть новости. Мне без этого неинтересно жить. А книга — это другое, это друг для души, и она должна быть всегда рядом. И никогда ничто электронное не заменит настоящего друга. И потом: от электроники устаёшь, а от настоящей книги нет. Но в оперативности электронной информации не откажешь, да и польза от неё большая.
— Ну и раз уж мы заговорили про современные медиа, я где-то читал, что по роману «Просветленные» снимают кино, это правда? И насколько вы вовлечены в проект?
— Снимают ли кино по моему роману » Просветленные»? Разговоры идут, но пока только разговоры. Если дойдёт до дела, попрошусь в сценаристы или хотя бы в их команду, чтобы не сильно испортили. Хотя шучу, конечно. Кино — это всегда хорошо, даже если и с издержками.
— Раз уж вы не работаете над сценарием фильма, то, может, готовите какие-то другие проекты?
— Сейчас пишу новый роман, но говорить о нём пока не хочу.
— Ну что ж, так или иначе надеемся, что ваш новый роман снова будет номинирован на ту или иную премию на следующем «Росконе».
— На «Росконе – 2019» я была в первый раз. Но к фестивалям и литературным конференциям отношусь положительно, стараюсь на них бывать. Это хорошая возможность пообщаться с коллегами, узнать, кто чем живёт и дышит, что называется, поучиться уму-разуму, да и много нового почерпнуть.
— «Роскон» посвящен в основном фантастике, но сейчас все больше появляется литературы нон-фикшн, в этом году даже был «батл» между Романом Сенчиным и Вадимом Пановым на эту тему, а что вы думаете по этому поводу?
— Фантастику люблю. С детства зачитывалась произведениями Жюля Верна, постарше любила Беляева и Ефремова. И не считаю уместным этот спор фантастики с реализмом. Каждому своё. Я же — благодаря эзотерике — умудряюсь то и другое иногда совмещать.
— Ну и в завершение беседы: какой совет вы дали бы начинающим авторам и тем, кто только собирается написать свой первый роман?
— Что сказать начинающим? В наше время, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли», нам говорили: если можешь не писать — не пиши. Я так не скажу. Я скажу: если душа поёт — пиши!
— Отлично! На этой жизнеутверждающей ноте мы и закончим ваше интервью. Ещё раз поздравляю вас с получением премии и желаю дальнейших успехов!