Ода
Предание
Как передавали в нашем роду, что жил в свое время сотник Чига. Было у него три сына. Казаки хоть куда. Но средний сын любил застолье, любил выпить, но не так, как все казаки не напиваться, а наоборот, напиться горилки и похвастаться своей удалью. Когда он перехватывал «лишку», то его просто обносили чаркой, а то и отправляли проспаться.
В те времена много было лихих людей. Вот однажды Чига с двумя сыновьями и казаками уехал смирять лихих людей. В станице остались дети, бабы да десяток казаков, кто постарше. За главного оставил он своего среднего сына Охрима. Наказав, чтобы охранял он станицу и баб, детей. Только уехал Чига. Об этом стало известно злому разбойнику Голове. Собрал он шайку и двинулся к станице. А в это время Охрим, почувствовав свободу, напился, да и угостил оставшихся казаков горилкой. Напились казаки, вот в это время и напал на них Голова. Не смогли оказать сопротивления пьяные казаки. А самого Охрима в бессознательном состоянии от горилки притащили к атаману разбойников. Поначалу он даже не мог понять, чего от него хотят эти люди. Но немного придя в себя, все понял. Тогда Голова предложил условие, что не тронет станицу, если Охрим скажет ему, где спрятана казна станицы. Но спьяну Охрим, хоть плохо соображал, понимал, что ни кого не пощадит Голова. Отказался выдать, где находится казна. Голова приказал пытать Охрима, пока не скажет где казна. Долго пытали Охрима. Отрубили руку, выдавили глаз, молчал Охрим. В это время старый казак Егорий, который не принимал участие в пьянстве и во время нападения на станицу был в поле, так как понимал, что как воин много пользы не принесет, на своей лошадке добрался до стана Чига и все ему рассказал. Оставив за себя десятника Луку, с казаками поскакал Чига к станице. Когда добрался до станицы, при его виде разбойники разбежались. На площади нашел он лежащее тело Охрима, изуродованное, обезглавленное. Да и часть жителей станицы были убиты, а женщины поруганы разбойниками. Вот из-за того, что любил выпить Охрим, пострадал он сам и станица. После этого случая, как молвят люди, в роду Чигановых больше ни кто не притрагивался к спиртному, до нашего времени. Вот такое предание передается из уст в уста в роду Чигановых.
Ода
На Урал, под защиту скал,
От злых бояр мужик бежал.
«Живи, казак – казах сказал, –
Тебя не тронет мой камчуг».
Идут на Астрахань полки,
Там Оренбуржья казаки.
Не устоял татарский хан,
Форпост Ордынской власти пал.
И любо Русскому царю:
«За удаль Оренбуржье я дарю.
Живи, казак, и охраняй
От басурман Российский край»
Година лютая пришла,
На землю грянула война.
Казак в ней первой жертвой стал,
Лежал и кровью истекал.
И жизнь в нем теплилась едва,
Его средь груды тел нашла
Вдова, солдатка из Орла.
Тяжелым был ей этот груз.
Порой ночами не спала,
Но жизнь казака сберегла.
«Живи, казак, страну спасай,
За братьев кровь врагу воздай».
А нынче горько говорить,
Враг подобрался изнутри,
Нанес стране огромный вред,
России уж на четверть нет.
Земля, ценою – жизнь,
Отдана за так.
Виновным б голову снести,
Но они сейчас в чести.
При связях и больших деньгах
И планов каверзных в умах.
Казак, живи, раз брань – так брань,
На их пути скалою встань.
*****
У Исети, у реки
Живут лихие казаки,
Песни напевают
И в войну играют
Лишь лихому казаку
Все невзгоды по плечу.
Проходит время, и опять
Песни над рекой летят,
Коней оседлают
И в поход шагают.
Чуб расправив на ходу,
Скачут наперегонки.
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
Об авторе:
Токарев Петр Иосифович, родился 15 марта 1955 года в городе Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил школу. Поступил в Шадринский сельскохозяйственный техникум по специальности «агроном». Затем Шадринский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Прослужил в армии 23 года. Подполковник в отставке. Выполнял интернациональный долг в Афганистане, участвовал в боевых действиях в Ингушетии и Чечне. 14 лет преподает спецпредметы, литературу и русский язык. Женат. Сын – офицер Национальной гвардии России.