О вере

Игорь ПЕРЕВЕРЗЕВ | Публицистика

pereverzev

Как и в любом преднамеренном вранье, начало стоит приукрасить легкой оговоркой: так скажет про все это опытный психоаналитик или парень вроде Пола Экмана. Да тот же знаток Фрейда или маститый человек-барометр, плавающий в этих делах с раннего детства, наверняка с самого начала этого краткого обзора в мир веры и религии, начнет ловить меня на каждой запятой. Должен сказать: это даже приветствуется, тем более — что у меня с собой всегда есть два веских (на самом деле их куда больше, но именно парочку до неприличия логичных доводов я с собой всегда ношу во внутреннем кармане пиджака) замечания.

Первое и главное: покушение на чувства верующих в этом вопросе сразу отпадает, потому что чувства верующих и правда расстроить всегда очень просто, но правда тоже с оговоркой: толпа этих самых верующих — это еще и просто толпа разных людей, способных вести себя в определенных условиях совсем иначе, нежели каждый из нас будет вести себя в одиночестве. В общем, я намекаю на то, что иногда вы, как и на выборах, к примеру, можете голосовать за нового кандидата будучи безработным, а можете иначе: именно так, как сказали вам на родном заводе. В последнем случае вы даже можете прийти и проголосовать против всех (это те счастливые моменты личного триумфа, когда на работе руководство сказало вам после «Ну ладно, хотя бы и так…»).

Вы можете не явиться к избирательной урне вообще, равно как  и не читать все это дальше, но только не можете отрицать тот факт, что большинство всегда решит все за вас. Решит в итоге все, что вы можете, а что нет. Вы же верите, что кто-то помолится за ваши несчастья и скорые большие деньги и вы станете вот-вот счастливым на том лишь основании, что другие говорят, мол, это точно так и случится. Вы верите в то, во что верят другие, правда ведь? Так вот, если это и правда так, и вы верите в такие вещи свято и эта ваша вера приносит вам счастье и покой, не читайте дальше, или по окончании не врите себе больше. И мне тоже.

И, наконец, 2-й важный момент, или замечание. Статьи на такие, как их еще называют — резонансные темы, пишутся не просто так и, конечно, не всегда за деньги. Одни, как и в любом тексте, который скорее всего напечатают, решили показать свой широкий кругозор, другие — именно те, кто точно за деньги, и заодно решившие показать миру ту самую ширину кругозора, как всегда думая, что это так же круто, как знаменитый шампунь от перхоти с бальзамом впридачу, тоже вполне обоснованно могут заниматься такой работой. Есть еще и фанатики без своего личного мнения и потому пишущие  и доказывающие свою единственную и самую правильную на свете религию всему миру, в особенности именно тем, кто хоть пикнет на их немного отличные от вашего взгляда по данной теме. И таких бравых оценщиков ситуации — тоже немало и даже хоть отбавляй.

По примеру последних действовали в моем недавнем прошлом (да и сейчас, наверное, ситуация такая же) члены общины Адвентистов Седьмого Дня, куда я был вынужден долго поневоле прибывать по субботам, будучи «молодым воспитанником традиций данного христианского течения». Это такая протестантская церковь, относящаяся, как я тогда удивлялся, именно к христианству. И это несмотря даже на то, что самая святая из всех святых книг — Библия — трактовалась там каждым новым проповедником на свой лад, размножая толкование этой книги, как ксерокс множит копии листовок с фотографиями задницы главного бухгалтера в крупных организациях, где бывает много лишней бумаги, лишних людей и одна большая задница главного бухгалтера.

Я просто долго посещал подобные сборища и кругозор мой и без того был бы уже на троечку точно, но я никогда бы не стал писать подобные тексты, если бы у меня не было личного опыта и своего собственного отношения к предмету, которое вы можете принять на веру или просто забыть. Ну, или сделать все это своей новой религией, хотя бы проверочной, недельки на две-три…

Как бы там ни было, уж точно не стоит относиться ко мне с презрением, как к человеку, который понимает Библию также по-своему. Такое законное право делать это есть у любого проповедника, который никогда не скажет вслух того что думает, а мне не понаслышке знакомы такие мнения, и, разумеется, я расскажу вкратце и о них тоже  и также имею на это полное право. Расскажу все без фамилий, без дат и без вымысла. Мы говорим о вере, а это именно то, что делает сегодня меня мною, а мою фамилию не просто звуками, вылетающими изо рта директрисы-ведущей на моем школьном выпускном, где мне было страшно и больно за себя и свое будущее, если бы не…

Мы с вами просто поговорим о том, что есть в каждом из нас и не имеет ни дат, ни вымысла, как все то, что было когда-то в прошлом. Как все это неясное, невидимое, возможно, за давностью сроков почти всегда в итоге вымышленное, что почти всегда после превращается в помешательство и страхи. Ну что ж с того, даже если и так, даже если я, к примеру, тоже много чего боюсь, но а что еще остается  делать, когда я однажды попробовал поверить в сказку, которой никогда не будет, как теперь мне совершенно точно понятно и ясно…

Но Вера, Верить… Верить во что-то другое, в то, что поможет тебе эту сказку сделать, это ведь всегда волнует сердце, согласны? Ну,  о том немного позже, а сейчас, братья и сестры, пора приступать  и начинать наш этюд. Считайте, что началась наша праздничная служба в храме вашего бога, под знаменами христианства и младших подразделов этой самой многочисленной религии мира. Именно  в ней я кое-что узнал за все эти годы и немного обдумал и потому-то не собираюсь говорить ничего лишнего о том, чего раньше не видел, не читал или не понимаю. Ладно, все… начинаем. Я смотрю на священника, позади меня много женщин в платках с грустными лицами, а это, думаю я, верный признак похорон или начало обедни. Ну все, кажется, и впрямь началось…

Представьте, что сегодня необычный день. За большими и толстыми стенами храма и такими же его обитателями, расхаживающими здесь словно у себя дома или на даче, в черных свободных костюмах-мешках, среди всех этих привычных атрибутов церкви, снова стоите старина — вы. Лучи солнца бегают под сводами красивых расписных потолков и стен, среди икон и картин — этих признаков смирения и надежды. Вы снова часть этой толпы, таких же верующих и смиренных христиан, которые много сотен лет собираются здесь вместе посмотреть как горит свеча и удостовериться, что комбинацией большого, среднего и указательного пальцев можно не только солить борщ или требовать за свои услуги, шевеля подушечками этих же пальцев, немного больше, чем просто «спасибо» от человека, которому вы чем-то здорово помогли.

Странно, но вообще-то принято считать этот жест сакральным, то есть таким, которым вы можете закрепить свою просьбу к богу. Своему богу, которому вы молитесь, и рядом с вами в этой безликой толпе иногда встречаются такие похожие на вас люди, пожимающие иногда украдкой плечами или покачивающие головой так же как и вы, не то с презрением, не то с общей усталостью от этих тяжких минут и часов проповеди. Вы в таких случаях обычно отвернетесь, понимая, что не очень-то и приятно быть здесь, особенно когда ты валяешь дурака, так же как и твой сосед, но тот может позволить себе улыбнуться в любой момент и заговорить по мобильному, например, а вы — нет. Не принято при верующем начальнике показывать, что ты веришь меньше или даже наравне.

И вот вы креститесь снова, вот запел хор, вот вокруг вас снова свечи, иконы и полумрак… вот затекли ваши колени и ноет спина, что-то мелькает, как обычно, в памяти из этой странной Библии. Вы смотрите в сторону выхода и вдруг видите резко хлынувший навстречу свет, резко ворвавшийся сюда, как и положено солнцу: всегда вовремя  и без приглашения, в любое место и почти в любое время, где оно просто так может вдруг наполнить светом любое пространство, где имеется хотя бы намек на тьму или открытую щель. И вот оно уже светит вам в лицо, вы улыбнулись, и секунду-другую спустя под вашими ногами уже простучали ступеньки парадной этого величественного с виду здания…

На улице весна, и вы верите, что все хорошее, вот хотя бы лето, совершенно точно скоро случится. Постояв пару часов в темном здании и снова называя себя последними словами за эту свою боязнь признаться самому себе, что даже вера в весну куда эффективнее справляется с неудачами, появится вдруг у любого, кто просто возьмет сейчас и выйдет на улицу. Без свечек и непонятных жестов, очередность которых лично я путаю до сих пор. Почему путаю, как же так, ведь  у меня неплохая память?! Так, я иногда по старой памяти и с сожалением напоминаю себе, что иногда надо вспоминать о временах, когда надеяться на чудо всегда можно вместе с кем-то, тем более этому занятию уже столько много лет… я напоминаю иногда себе это так, что становится стыдно. А вообще все мы любим традиции, это правда. Все любят традиции…

Только вера и религия — это немного не то, чем, скажем, традиция воевать или готовиться к войне, чем вообще — традиция в принципе. Вера — это то, что помогает воевать и смотря на всех оправдать себя, сейчас такая вера и раньше была таковой. Это то, что делает религию самым мощным из всех средств по превращению человека в робота.

И эта же вера может соединиться с религией, как у нас принято думать, объединяя два этих разных понятия в одно, часто путая и забывая, что это неразделимое почему-то осознание разного призвано не сделать из человека дурака, а наоборот, верный способ задуматься каждому.

Я надеюсь, до сих пор в логике моей не было трещин и вряд ли на данном этапе появится кто-то из признанных экспертов, любящих мусолить одни и те же понятия, сводя их в основном к понятиям разным. Даже старина Розенталь при его колоссальных знаниях языка  и сокрушающем в этих делах опыте боялся путать слова и очень точно давал определения и примеры слов, но соединить две эти дефиниции веры и религии в одно, это, как сказал бы Фрейд, то же самое, что сравнивать анатомию и гистологию. Или вот еще наглядный пример для лингвистов и философов: возьмите любую дихотомию и сделайте из нее суп «Детерминированный». Если получится — позвоните мне сразу, я приеду в этот же день, как и тут же вылечу первым рейсом даже ночью, если даже самый главный патриарх из всех главнейших патриархов мира помолится и вера его будет хотя бы с горчичное зерно, способное сдвинуть хотя бы горошину с его, без сомнения, небедного стола.

Бывали времена, когда я даже подходил с просьбами и вопросами к святым отцам в местных церквях, не забывая попросить их объяснить мне очередной стих про веру и горчичные зерна, на что получил столько же разных ответов, сколько и причин отвечающих быстро уходить по своим делам, нести ахинею, кашлять долго или ссылаться на гайморит. Я никогда не думал отомстить или сделать больно этим людям, но я не могу считать иначе, особенно после их невнятных ответов. Просто я знаю, что такое вера, и знаю, что это бесплатно, что это всегда поможет, когда нам кажется что все, это точно конец…

Но я также знаю, что за 30 своих лет я ни разу не видел, как кто-нибудь помолился при мне и хотя бы ребенку, страдающему от насморка, стало бы тут же хоть немного да легче. Я уже не говорю о том, что пробовал истово молиться на природе, где я иногда бываю летом, расположившись полулежа с травинкой во рту среди гор и деревьев. Я уже молчу, сколько раз я лежал среди старых пней на лужайке, залитой солнцем, и, наблюдая целую свору муравьев, как думал, что даже их бессвязные на первый взгляд движения никогда не закончатся тем, что вместо того, чтобы успеть отстроить свой большой дом в срок, они остановятся вдруг от бессилья все разом и начнут водить одновременно своими уставшими лапками по системе слева-направо вверх-вниз и надо же — неподалеку, как в волшебной истории по Гарри Поттера, будет сам собой собираться муравейник-дом,  а кто-то из них махнет украдкой другой своей свободной лапкой соседке и, попросив у бога-муравья удачного вечера, вдруг поймает соседний взгляд (или что-то вроде него) симпатичной муравьихи  в джинсах и на каблуках, с белой заправленной в тугой и красивый ремень белоснежной футболкой. Но сейчас я лежу и просто смотрю на них. А они даже головы не поднимают, работают, любят и верят…

В моей власти убить их всех одной левой, но они даже не поймут, что это такое произошло. Они не умеют думать, они действуют по программе. А мы думать умеем, но ведем себя еще хуже: хоть и действуем также по программе (это не очень-то нас устраивает, но это и правда отчасти так и есть), также бессистемно, но, зная о том, что у нас есть мозг и внутренний голос, который шепчет и напоминает нам об этом каждую минуту, мы умудряемся делать вещи, которые кажутся похожими на попытки договориться мирным путем выйти из очередного военного конфликта.

Вы в такое верите вообще? Я нет, и они, дипломаты, конечно, тоже не верят. Поэтому мирные переговоры длятся годами, прерываясь разве что на выстрелы во всякие здания ассамблеи или парламента, где переговорщиков, в случае чего, тут же эвакуируют на вертолетах в другие похожие здания, где может снова дерябнуть чаю и поспать в перерыве, чтобы после снова притупить к своей бесполезной работе, сидя с важным видом в дорогом костюме, опять вернувшись к обсуждению и принятию смелых заявлений и прочей туфты, похожей на принятие религии человеком, на том лишь основании, что так делают все, хоть всем присутствующим это не всегда понятно и нравится.

А теперь мы с вами пойдем туда, где идти сложно и на этой дороге много разных тропинок есть, но все же если не отвлекаться, можно ведь выйти из этой чащи хотя бы за брусникой или к водопою. Ну а там как повезет, точнее, насколько у вас хватит мужества и сил. Но, поверьте, что точно хватит, ведь мы говорим о настоящей вере, а это всегда дает сил и всегда, когда вы идете к цели, вы ведь знаете, что дойдете. Вера ваша даст вам все. Задуйте свечку и идите, куда зовет вас ваше сердце.

Основная религия планеты — христианство, а главная ее книга — Библия. Книга эта толстая и непонятная, ну еще бы — ее писали более 40 авторов, а толкуют 400000 проповедников. Разумеется, каждый на свой лад. Это все равно что собирать автомобиль на 40 заводах и нанимать все новых и новых сотрудников, потому что все никак не получается понять: как же собрать эту модель так, чтобы все наконец поняли, что именно нужно делать каждому из сборщиков этого средства передвижения, призванному помогать человеку, а не ломаться на каждом углу, превращая владельца в раба этого транспортного средства, а не наоборот. Действительно, можно зло пошутить и сказать, что именно по такому принципу работают отечественные автогиганты, но принцип этот такой же «очевидный», как и предсказания Елены Уайт — женщина-пророка из рядов Адвентистов Седьмого Дня, пророчества которой не сбылись ни разу и также ни разу прихожане так и не дождались второго пришествия Христа, который так торопился забрать, конечно, именно их. И даже эти легкие промахи главного провидца Уайт прошли сквозь время как неудачный стишок малыша на новогоднем утреннике, точно так же не испортившего общего настроения и не сильно помешавшего вере в рядах вышеупомянутой церкви АСД, относящейся к христианству, продолжавшей расти и множиться как кроличье потомство. А что касаемо старушки Лены Уайт, этого несостоявшегося пророка, то все обошлось и в первый и в десятый раз ее откровенного трепа. А если конкретнее и вкратце, то она просто ошиблась подряд во всем в чем можно, а несколько тысяч ослов, ожидающих, наверное, в парадных по исключительному случаю костюмах, этого их долгожданного второго пришествия Иисуса Христа, постояли в тот великий день ожидания лучших времен и грядущей Земли Обетованной, как всегда не дождались… и как обычно разошлись по своим делам: кто бейсбол смотреть, кто дернуть пивка, а кто по привычке позвонить любовнице и сказать что-то вроде этого:

— Эй, Мэгги, малышка! Ты еще любишь белое вино, или старина Джим уже в прошлом?

Библия — книга, вне всякого сомнения, уникальная и самая дорогая в мире по всем показателям. Тот, кто все это дело затеял, безусловно, был человеком (а это человек, хоть и таких прозорливых  бизнесменов представить сегодня трудно) практичным и явно любящим деньги и даже просто мысли о них. Как идея по претворению  в жизнь конечного ее варианта, как все это воплощалась в жизнь, мы примерно знаем. Никак. Однако как можно забывать, что все это настолько же далеко от истины, насколько так бывает в исторической ретроспективе, если взять последнюю хотя бы за 200 последних лет, когда событие или описание исторической личности со временем превращаются сначала в домыслы, потом в фантастику, а после в религию или просто в пыль ( это, как известно, зависит от задач и способов передачи информации. Ну, и от аудитории, разумеется).

Вот несколько примеров из самого писания: Ной, Моисей, Адам  и Ева и первый инцест, ошибки и просчеты Бога в постройке планеты и явные промахи во всеведении и так далее. «По образу и подобию» и уникальное начало книги, о котором я скажу в конце этой статьи, воскрешение людей и нарушение им же созданных физических законов, этот Ветхий Завет — сборник еврейских сказок, откровение  и прочие страшные истории для люмпенов и маргиналов, стремящихся к предпоследним. Ошибки и промахи в создании людей, яблоко и змея… и снова нельзя не вспомнить — этот Великий Потоп,  и ладно: даже если взять тот самый минимум, те вероятные 600-800 видов животных, путешествующих в одной лодке 40 дней, то получается даже не смешно. В те времена, наверное, была в ходу идиома про «300 тысяч в лодке, не считая собаки». Ну, и несложно представить, что творилось на борту того первого деревянного супертанкера в первые дни путешествия.

Вот стоит на капитанском мостике наш капитан Ной и рядом постоянно мельтешит то жена, то челны этого большого и дружного семейства.

— Пап, ты чего такой грустный? — спросила его дочь, зайдя на цыпочках.

— Не трогайте отца, он вспомнил ужасную вещь. Это его  промах… — сказала мать за капитана, стоящая, как и положено, по правую руку.

— Мама, не томи…

— Отец только что признался мне, что ему не 600, а 567 лет… вот, он теперь сильно переживает… но и это еще не все, это не главное, дочь…

— Мам, мое сердце не выдержит, ну же!

— Дочь, посмотри на меня, — скажет жена капитана и придвинет  к себе за плечи юную красавицу, которая могла быть куда красивее, наверное… — Только восприми мои слова как взрослый и мудрый человек… в общем, отец забыл пятнистого скунса с его подружкой и один подвид муравья, увы… Что же теперь мы будем делать?! Хотя время подумать есть, шторм будет бушевать еще дней 30.

— Ну и ну… — ответит дочь.

— Кстати, чем будем питаться, еще не думали? — скажет тут же мать, а капитан-отец проглотит слюну и откашляется. Вода, ясное дело, будет в излишке, но я бы на вашем месте подумала бы и о мясе, дочь. Сколько у нас слонов, вроде бы два, верно?

— Да, мам. Плюс братья пронесли на борт пару сотен кур. Ты только папе не говори. На первое время хватит вроде, правда, мамуль?

— Это точно, охххх… ну ладно, ступай, дочь…

Шутки такие заканчиваются ровно в тот момент, когда весь этот набор ветхозаветных историй, в которые даже дети не очень-то охотно верят, написанных одним из тех четырех десятков авторов Библии, умело завернутых в книгу для всех и на все времена, когда все это мы начинаем воспринимать всерьез. Даже несколько сотен видов животных не выдержит в себе или на себе ни один «Титаник», построенный даже не из досок, а из самых прочных материалов, что есть в 21 веке, в нашем технологичном нынче мире.

Не может такого быть просто, вот и все! Не может просто потому, что водоизмещение его должно быть таково, что знаменитый непотопляемый корабль со сладкой парочкой на борту, где Лео ДиКаприо обнимал Кейт Уинслет (фильм — дерьмо, если честно), в сравнении с таким судном будет смотреться как одинокая рыбацкая лодка, что так эффектно смотрится на рекламных проспектах турфирм, заманивая туриста на Гоа или похожие курорты. Не знаю, почему так круто все это смотрится… Быть может, на закате все маленькое  и бедное смотрится каким-то красивым и милым, что не может не подкупить даже скептика или даже матерого бандита. Правда ведь, как считаете?

В каждой вере и каждой религии есть свои правила и, конечно, личная составляющая этих понятий, то есть отношение  конкретного человека к этим вещам. Принято считать — а я надеюсь, что так и есть — у человека вообще есть свое мнение по каждому вопросу вообще. Однако кроме этого, также необходимо брать за основу понимание всех этих не таких уж и сложных вещей, плюс то, что  в вопросах веры нет никого, кто имеет право лезть со своими советами в эту личную для каждого человека область (если это и правда так личная область, хотя туда вообще — лучше не лезть). Однако если все это просто привычка, набор условных рефлексов и бездумные действия социопатов и толпы, которую, так же как и привычку пить  и курить, объединяет столько тысяч и даже сотен миллионов людей по всему миру, мы имеем право хотя бы высказать свое мнение об этом всем. Каждый имеет право на свое мнение, как и имею такое право и сейчас высказываю свое мнение, и все это только потому  и затем, что многие из этой самой толпы соглашались со мной в частных беседах неоднократно, делая мне приятно и даже себе поначалу тоже, но, правда, чувствуя себе после — настоящими негодяями, которые всегда знают и понимают, что с верой так не делается. Веру вообще не предают, если это и правда вера.

Итак, вот и настало время для промежуточных итогов: увы, но принято у нас веру и религию считать одним целым. И самое время сказать, что это далеко не так, точнее, выяснить теперь, почему именно это не так, мои дорогие братья и сестры. Можно быть любителем антиутопий Оруэлла или Герберта Уэллса, академиком богословия или любителем философских трудов Эриха Фромма, можно быть почитателем даже всех этих вместе взятых великих ребят, предвосхитивших будто бы свое время. А можно сказать себе честно и признаться, что одна партия и одна вера на десятки и сотни миллионов — это не что иное, как система управления людьми. Это одна мощная структура, позволяющая одним жить за счет других. Плохо это или нет — это не тема для этого разговора, да и, похоже, смысла нет говорить об этом теперь вообще. У нас другая проповедь и для нас сейчас куда важнее другое.

Вера — это признание чего-то истинным. Признание всего того, что дает вам сил и что поможет точно в житейских делах, как помогает плотнику молоток и стамеска. Все остальное — это иллюзия и подражание толпе, это пользование человеческой глупостью и стадным рефлексом для собственных нужд. Это все, что надо знать о Вере.  И почти все это и так знают, но вслух не говорят.

Религия — это то же самое, только без предварительной и практической проверки или, как принято считать по-другому, — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, то есть во что угодно, чего нет или не видно. Это вера во все то, во что верит (точнее, делает вид) большинство из нас более 2000 лет, называя это новыми течениями, конфессиями и так далее, при этом основываясь на самой святой книге в мире, которую, однако, ни один человек на Земле не понимает. Даже букварь или таблица умножения и близко не стоит по уровню святости рядом с этой книгой, которую даже взрослые побаиваются назвать смешной или не очень-то понятной. И только потому, что страх признаться себе в этом и сказать то, что каждый и так знает, религия и вера является для нас, да и для всех других в мире, наверное — тем самым, что делает из нас толпу и людей по меньшей мере странных. Таких не похожих на собственных детей, таких непонятных и загадочных в своих упрямых желаниях положиться на кого угодно, кроме самих себя. Таких трусливых  и беспомощных…

Сегодня религия — это организованное поклонение высшим силам, которые, как принято считать, есть априори, несмотря даже на то, что практической пользы от них никому нет, а заведения или храмы, их представляющие, несмотря на то, что являются те по сути обычными организациями со своей иерархией и мирскими страстями типа борьбы за власть и хорошее жалование, по сути не что иное как обычная, мирская то есть, форма вертикали власти со своими лидерами, скрытыми кардиналами, кругом приближенных и почти всегда бонусами в виде чего угодно, но, конечно, не всеобщего блага, о котором говорит Библия и которое невозможно ни в одной организации, где количество людей стало бы больше 2-х человек однажды. Но что еще более странно, имея в виду тот факт, что всем, похоже, на это наплевать, так это тот факт, что даже в 21 веке, спустя две тысячи лет, этой самой веры величиной с горчичное зерно так ни у кого и не появилось… и более — хотя бы заставить мыльный пузырь полететь в другом направлении никакая церковь, даже будучи в полной  боеготовности, не сумеет даже самой ярой молитвой. Похоже, что  и правда не много в такой общей вере в религию толку, правда ведь?

Даже понятие «эгрегор», знакомое всем мистикам, да и вообще всем меняемым физикам, которые прекрасно понимают и знают, что есть вещи в мире, которых мы не видим, наподобие электрического тока, когда-то открытого, но, тем не менее, ставшего в быту сегодня весьма практичным и привычным. К примеру, включая в розетку электрический чайник, все мы знаем, что по проводам идет нечто такое, что в конечном итоге преобразует воду в кипяток, и мы сядем вот-вот и дерябнем чайку с медом во славу божью. Но вот ведь странно: религию Тока или Кипятка никто в мире не знает и не знал. Это всего лишь потому, что ток — нам помощник, он есть и в него потому верить теперь не надо. Как говорил Толстой, наш с вами общий знакомый с Ясной Поляны, вера заканчивается там, где начинается знание. И наоборот, конечно, тоже это правило работает также «на ура».

Так вот, вернемся немного назад и подчеркнем, что даже этот самый эгрегор, что по сути является энергоинформационной структурой, или сущностью, как называют ее в оккультизме, ни черта не работает у людей, которые настолько не верят во все, что связано с их непонятной верой на основе восковых свечей и еще более непонятных речей: стоит ли тогда тратить время на такую веру или все же лучше поискать ее в другом месте? В себе, быть может… А она ведь всегда там есть и будто того и ждет, чтобы мы пришли и просто взяли ее, согласны?

Мы живем в стране огромной и разной, наша вера, как и вера других народов (если это до сих пор то, что мы путаем с верой реальной) имеет свои давнишние традиции, восходящие к незапамятным временам (так любят говорить историки, чтобы обезопасить себя от проверок в точности дат). Православная вера или религия — тут уж сами смотрите, как правильно — является одним из ответвлений христианства, также как метро «Битцевский парк», к примеру, является составной частью или веткой системы московской подземки, куда я, приезжая в Москву, почему-то и вовсе перестал захаживать…

Христианство и православие связаны по всем законам жанра как родные братья Каин и Авель, связанные хотя бы по факту рождения для начала. Повязаны в крепкий морской узел эти два понятия по всем гласным и негласным законам, зримым и нет пунктам в этих самых законах и нормах, как государство является одним целым  с любой крупной организацией, где количество людей, как мы уже говорили, достигающее уровня, превышающего допустимый по части угрозы сохранению власти начальный предел в два и более человека, сливаются воедино с любым подобным сообществом и государство, и превращаются в систему управления людьми. Друг без друга, понятное дело, они после этого уже просто не могут жить. Так просто не бывает, вот и все. А Библия — это первооснова любой власти, она сильнее любой конституции, хоть в последней даже ни слова про нее и не сказано, равно как и про христианство или любую другую религию. Их, кстати, основных всего три. Наша любимая — христианская, ислам, а также иудаизм. Это касаемо так называемых Авраамических религий, а основными я назвал их просто потому, что общее количество их приверженцев в разы больше всех других прихожан остальных религий, включая редкие и непонятные. Есть, конечно, еще буддизм и индуизм, даосизм и всякие магические культы вроде тотемизма и анимизма, и прочих непонятных дел. Но нас все же больше интересует христианство. Тут, как говорится, сам бог велел.

Так же как и основных религий всего три, у христианства ровно столько же ответвлений, то есть их тоже три. Это вообще сакральное во многих культах и религиях число, означающее божие дитя и зависимость — в одних культах, и неумение прощать и любовь к сплетням и самодурству — в других. Как бы то ни было, но именно это число фигурирует в большинстве своем на многочисленных флагах  и гербах у многих стран мира, в сотнях книг и сказаний, и почему-то именно оно в конечном счете было выбрано главным с эпохи разделения христианства. Наверное, внимательные читатели и любители фрейдовского «Введения в психоанализ» более точно ответили бы, почему именно так, и это отчасти тоже был бы верный ответ, как по мне, но мы и без этого справимся и пример этот, пожалуй, опустим.

В общем, никто не знает, почему именно, но именно эта самая тройка и стоит во главе угла. Так просто случилось, вот и все: зачем изобретать велосипед, когда троекратное «Ура-а-а-а» кричат перекрестившись три раза, когда прут на неприятеля во славу триединого бога живого на поле битвы и так далее и троекратно все такое прочее. Зачем что-то еще, когда дружина отважных парней идет на очередную глупую войну, предварительно благословив самих себя на очередную святую битву за земли и пустые в итоге города…

Христианство хоть и считается основным новозаветным почитанием Христа, на самом деле было основано как раз, наоборот, на сказках ветхозаветного иудаизма. Католицизм и протестантизм — это так же как и православие — основа христианства. Просто, как и от любой крупной организации рано или поздно кто-то да отколется  в итоге, так и здесь произошло однажды ровно то же самое.

Дело было вот как. В 1054 году христиане разделились сначала на православных и католиков. Православные, как мы с вами знаем, остались и здравствуют до сих пор, да и католики, кстати говоря, — тоже, с той лишь разницей, что последние решили поделиться еще  и на протестантов. Случилось это памятное событие примерно в середине 16-го века. Если кому интересно, в качестве гос. религии первыми принявшими на себя ответственность взять ее официально были армяне. Было это еще в эпоху Великой Армении, и как бы кто ни говорил, хоть немного, но все же это случилось раньше, чем произошло то же самое на пару десятков лет позже в Римской империи. Однако  к теме нашего разговора это также имеет значение куда меньшее, чем само понятие и польза от всех этих учений и культов.

Католиков сегодня раскидано по миру более миллиарда, а протестантов и православных примерно по 300 миллионов. То есть вообще, христиан в мире столько, что эта религия опоясала треть не только верующих, но и вообще всех и по всех людей на земном шаре. Да  и обороты ее храмов и молитвенных домов сравнимы с доходами фирмы Apple примерно за 1000 лет такой же удачной, как и сегодня, деятельности, если взять за расчет, что их айфоны, которыми пользуются на ура, конечно, и православные в том числе, будут так же бойко идти и продаваться не хуже восковых свечей и прочих атрибутов церковных лавок и лавчонок.

Стоит сказать, что наряду с паствой есть еще в мире небольшая группа людей, состоящая в основном из ученых и всех тех, кто занимается вещами прикладными, наподобие вышеупомянутого Фрейда, с которым я когда-то имел честь познакомиться на примере его трудов, имея в виду его психоанализ, который, вопреки мнению многих, объясняет, конечно, не все на свете, но многие вещи делает понятными точно и безоговорочно. Так вот, эти и подобные им люди считают религии и веру в творца как создателя людей по своему образу  и подобию, несусветной чушью и основывают свое мнение на Библии. С ними можно соглашаться, а можно спорить, но все же каждый из нас наверняка задумывался хоть раз о всем этом, это я знаю совершенно точно и беседовал на эти темы почти с каждым, кого знаю лично. Я — не исключение, и также имел честь обдумать все это еще в далеком детстве, сидя на очередных уроках святой церкви Адвентистов Седьмого Дня, где за 10 лет наших с родителями туда поездок я все более укреплялся во мнении, что все эти люди либо оправдывают здесь свой страх смерти, либо решают частные задачи, связанные со статусом и собственным общественным положением, либо просто ищут тут друзей, не находя их почему-то за пределами этих домов для душевнобольных, как я тогда называл эти собрания. Да и сейчас, между прочим, я думаю ровно так же.

Нам читали Библию, и я задавал всем этим служащим церкви всякие неудобные им вопросы. Мне было тогда и сейчас одинаково непонятно во всем этом многообразии бессмыслицы, как это бог создал Землю и знает все наперед? Как это он всеведущ и всемогущ, но не рассчитал элементарных вещей и просчитался настолько, что уже по прошествии нескольких дней после создания Земли созданная им же женщина нарушит обет и сожрет ни с того ни с сего запретное почему-то обычное яблоко?! Мне и тогда и позже казалось весьма странным, что инцест, так понятно и ясно описанный Фрейдом  и имеющий место в наших обычных желаниях детства и юности, порожденный той самой божьей ошибкой, если верить Библии, именно он и запустил весь этот род человеческий, так, что ли? Мне непонятно также, как сыновья Адама и Евы без наличия у них хотя бы сестры продолжили наш род людской. Мне вообще ни черта не ясно про Моисеевы скрижали и самого Моисея, и как это так, наш этот бог, ошибившись уже в 40-й раз после всех этих историй и его суперидеи с 40-дневным потопом, как после всего этого люди опять начали мстить этому богу и строить эту Вавилонскую башню, чтобы заявить в очередной раз этому глупому и нерасчетливому богу о своих правах на собственное божественное начало! Но еще более непонятно, как тот снова отреагировал как школьник, ничего лучше не придумав, как заставить всех этих людей говорить на разных языках, заставил последних ненавидеть себя еще больше. Даже обычный человек понимает, насколько все это глупо, о каком тогда боге идет речь?  Я в такого бога не верю, просто потому что это глупо, а разве глупости помогают жить легче и лучше?

Другое дело — Вера в Себя. Именно она помогла, к примеру, всем знакомому ученому Эдисону создать свою эту лампочку, чего он добился, занимаясь этим всю жизнь… и со стороны его занятие наверняка напоминало больше религию и веру в нее, но ведь именно она имела практическую пользу и была очень личной, правда ведь?! Только представьте, сколько над ним смеялось народу и какое количество крепких выражений он услышал в свой адрес тогда, чтобы  в итоге все поверили в обратное…

Вот сейчас, к примеру, я пишу этот текст, а клавиатуру мою освещает та самая лампа, точнее ее правнучка, которая было суждено загореться лишь потому, что этот человек имел стальную Веру в себя, которая и давала ему сил в такие сложные деньки, когда над ним насмехалась вся округа, включая собственных родных и детей.

Вера — это сила, практическая помощь и мощное подспорье, направленные на поиски себя в этом нашем странном иногда мире, на поиски личного счастья. Она всегда связана с действиями, и если хотите, путь к этим удачным попыткам счастья, в конечном счете, счастливым действиям и есть та самая Удачная и Счастливая Жизнь, которую мы часто путаем с выигрышной лотерейной комбинацией. Вера — это действия в нужном направлении, это поиск удачи и счастья в себе самом, которые, как и жизнь без движения вперед, увы, невозможны без трудностей и работы над собой. Вера — это личное, и не бывает она многоликой, да и не может, наверное, быть одной на всех. Одна на всех — это религия, как одна она бывает на войне и на выборах. Вера — это и есть бог, который внутри нас. Каждого из нас. Наш Бог и Наша Вера.

Библия начинается словами «В начале было слово…» Мне как писателю это все, конечно, приятно читать и все такое, однако замечу, что перед тем как сказать, я привык подумать. Странно все это, правда? Я не верю в такой подход, и это не моя вера. Сначала мысль, потом — слово. А что предшествовало мысли, никто из нас не знает, и уж точно в Библии об этом ничего нет и быть не может. Как и моей веры в нее. Я изучил ее и понял, что изучить ее нужно, чтобы знать, знать то, что веры там нет. Вера есть в изучении всего, в поиске истины, моей и вашей — это моя вера и есть. Не надо ее взвешивать  и сравнивать, и уж тем более сравнивать и делать единой для  всех, не надо порицать, тем более если она не похожа на вашу. С религией — тоже, наверное, нельзя так делать, но — это личное дело каждого, я так не буду делать, а вы — как знаете. Я не буду так делать — это точно, тем более если это и правда ваша вера в такую религию.  Я ее уважаю.

Вера и религия… Она ведь как: или есть, или ее просто выдумывают на свой лад. Чтобы внести ясность. Или разлад.

Об авторе:

Игорь Переверзев, романист Игорь Переверзев родился в 1984 году. Писательскую карьеру он начинал не  с художественной литературы. Его первым опубликованным произведением была электронная книга о копирайтинге «Как превратить буквы  в деньги», написанная на основе собственного опыта. Однако уже первая художественная книга Игоря Переверзева — роман «История Андрея Петрова» — сделала его лауреатом Международной Московской литературной премии и была опубликована в элитарной винтажной серии «Современники  и классики».

Кроме того, автор награждён Международной медалью ООН имени Адама Мицкевича. В настоящий момент занимается крупным публицистическим проектом о современной литературе России и является автором журнала «Российский колокол».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: