Луиза из Луизианы и ее кружева

Злата ЯКУШОВА | Рецензии

Елена Фёдорова: «Венские кружева». Серия «Современники и классики». М.: Интернациональный Союз писателей, 2016. 150 с. ISBN 978-5-906857-69-9

 Елена Федорова со свойственной ее авторству женской проницательностью, мудростью написала роман «Венские кружева». Подобную психологию отношений читателю может продемонстрировать автор, обладающий глубоким аналитическим мышлением и нетривиальной фантазией. В общем, всем тем, что отличает по-настоящему талантливого писателя – литературного профессионала.

Елена Федорова включена в список ста лучших писателей России. Когда берешь в руки произведение с такой «визой», заочно доверяешься писателю, очень надеясь, что он оправдает проявленный к книге интерес и потраченное время. Елена Федорова оправдала.

Все ее произведения, будь то сказки, песни, романы или лирические миниатюры, говорят нам о любви и вере, о встречах и расставаниях, о дружбе и предательстве. Все они полны глубокого философского смысла и вместе с тем легки и понятны. Хотя видимая легкость таковою только кажется. Апогеем творчества Елены Фёдоровой являются таинственные, неожиданные повороты сюжетных линий, которых так ждет читатель. В романе «Венские кружева» их предостаточно.

Давайте посмотрим на его героев.

Нежная, милая Луиза, молодая, очень красивая хозяйка богатого дома. «Рыжие волосы с причудливыми завитками – огонь, внутри которого – белое лицо, слишком белое для Луизианы. В серо-зеленых глазах – живой интерес, таинственный азарт и желание познать непознанное. Алые губы вытягиваются в смешное «О» – удивление, чтобы потом вернуться обратно в мир радости – полуулыбка, уголки вверх…» Такой представляет нам Елена Федорова свою героиню. Такой встречает Луиза и незнакомца, пришедшего в их с мужем дом.

Франц Ферстель – супруг Луизы, старше ее на много лет. Суров, строг, порой беспощаден ко всем без исключения. В доме своего мужа Луиза как в золотой западне, страстно мечтает выбраться на волю. В свете этого, встреча с незнакомцем – просто подарок судьбы! Однако доверчивая девушка не подозревает, что гость пришел в дом Ферстеля мстить за поруганную честь своей сестры. Именно Луизу он выбрал объектом мщения.

Но знакомство с пылкой, открытой, лучезарной Луизой заставляет незнакомца – креола Матиаса изменить свои намерения. Он понимает, что Луизе нужна помощь, как никому другому в этом доме. Матиас решает спасти нежное создание от мужа-злодея.

«– Доверьтесь мне, я помогу вам…

Его уверенность передается ей. Она вдруг ясно осознает, что они нужны друг другу.

– Я верю вам, Матиас, – говорит она. – Верю… Спасибо…»

Так заманчиво начинается роман, гостеприимно приглашая читателя в самую суть произведения.

На первый взгляд Луиза кажется довольно капризной, двуличной девчонкой, думающей только о себе. Она улыбается мужу, играя роль хорошей жены, а на самом деле каждой частичкой души мечтает бежать от него, вырваться из душной Луизины, где серые клочья мха свисают с деревьев, как истлевшие души усопших. Луизу можно понять. Она вышла замуж за Франца Ферстеля, наивно полагая, что ее супругом станет архитектор Генрих Фестрель. Недоразумение прояснилось в день венчания – увы, уже ничего не изменить. Читатель подумает: «Как можно быть настолько поверхностной?!»

Зайдем с другого ракурса. Франц Ферстель представляется нам хоть и грубым, честолюбивым, жестоким, но очень трудолюбивым человеком, который прошел через бедность и тяжкий труд, прежде чем его плантация начала приносить прибыль, а его славное имя заслуженно обзавелось приставкой «господин». После смерти первой жены Ферстель, подражая Наполеону Бонапарту, решил жениться на австрийке Луизе Родригес.

Отмечу, что автор показывает нам мысли, чувства и переживания всех героев, предлагая читателю самому выбрать, кому отдать предпочтение, за кого переживать.

Франц Ферстель любил свою первую жену Марлен, но она была своенравна, заступалась за рабов, которым кроме кнута ничего не нужно – по мнению Ферстеля. Решив проучить жену, он отправляет ее жить с рабами и таким образом доводит до смерти, но все же успевает вымолить прощение.

Ещё одной жертвой Ферстеля стала сестра Матиаса, страстная креолка Иссидора, вдохнувшая жизнь в убитого горем плантатора. Ферстель выгнал возлюбленную, как только та забеременела. Не желал он расставаться со своими деньгами, не был готов к отцовству. Но прошло немного времени, и Ферстель задумался о наследнике. Матерью его ребенка должна стать австрийка по имени Луиза. Поначалу он относится к юной красавице с нежностью, но жестокость всё же пересиливает. Ферстель не желает больше прислушиваться к словам Луизы, а с жадностью упивается ею, истязая молодое тело каждую ночь. Безумная страсть владеет им.

Не знает Ферстель, что ни одному из его детей не суждено появиться на свет.

Почему? К ответу на этот вопрос читатель придет самостоятельно.

Имена Наполеона и его супруги Мари-Луизы Австрийской будут упомянуты в романе не раз. В этом есть некая мистика и метафизика, связанная с венскими кружевами. Ферстель мнит себя Наполеоном, заказывает свой портрет в королевской мантии. А свою Луизу он называет внучатой племянницей Жозефины Бонапарт. Уверяет модниц Нового Орлеана, что именно Жозефина подарила Луизе венские кружева.

Три сундука венских кружев, которые привезла с собой в качестве приданого Луиза Родригес, спасают Ферстеля от разорения. Они стоят столько, что обеспечат плантатору безбедное существование на много лет. Но… Жизнь человеческая не зависит от его богатства… Ферстель остается один на один с духами прошлого. Возмездие настигает его в собственном доме…

В романе много чередующихся сюжетных ответвлений, оплетающих персонажей кружевом предысторий. Каждый новый герой, появляющийся на страницах книги, помогает читателю проникнуть глубже в замысел писателя.

Мы узнаем не только историю креола Матиаса и его сестры Иссидоры, но историю любви рабыни Альбертины и сына плантатора графа Вильгельма Монтенуово. Познакомимся с самым богатым человеком Нового Орлеана и его женой, узнаем много интересных фактов из жизни креолов – коренных жителей Луизианы.

Финал романа удивит даже самых взыскательных читателей. То, что будет с героями, предсказать невозможно.

Непредсказуемость – главная особенность всех произведений Елены Фёдоровой, и она не изменяет себе.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: