ПРОСТЫЕ БЕСЕДЫ О НРАВСТВЕННОСТИ
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь Ипполит,
Царь был весьма знаменит,
И был у него сын Василий,
И был Василий красивый,
Умный, начитанный –
Но невоспитанный:
Держать себя не умел,
О других не думал,
Никому не помогал,
Заносчиво говорил.
Вдруг царь Ипполит весть получил:
Сосед его, царь Елисей,
Владелец множества земель,
Ищет жениха для дочери своей.
И, коли жених ему приглянется,
Он обручит его с дочерью –
Еленой-красавицей.
По причине сей собирает царь Елисей
К себе через десять дней
Молодых царей да царевичей,
Королей да королевичей.
Очень хотелось Василию
Понравиться царю Елисею,
Понравиться царевне Елене.
Но сказал царь Ипполит сыну:
– Поведение мне твоё не нравится,
Не видать тебе царевны –
Елены-красавицы!
Позвали лучших учителей.
Принялись они царевича учить-обучать:
«Нельзя так сидеть,
Нельзя так ходить,
Нельзя громко есть,
Нельзя вилками греметь».
Старается Василий, старается,
Да не может запомнить всего,
Чему обучается.
Только запомнит правило одно,
Ему говорят:
«Нельзя молчать,
Когда с тобой говорят,
Нельзя класть локти на стол,
Нельзя громко есть,
Нельзя, нельзя, нельзя…
И опять нельзя».
Царевич так устал,
Что громко закричал:
«Больше учиться не буду
И никуда не поеду!»
Тогда обратились к старому мудрецу:
Нельзя ли сократить число правил этих
Хотя бы до пяти, но самых главных.
«Можно сократить до одного,
Кто знает это правило одно,
Знает и все остальные.
Я обучу за час царевича Василия».
Пригласили его во дворец
И сказал царевичу мудрец:
– Чтобы быть не просто хорошим,
Но и хорошо воспитанным,
Нужно других лучше себя считать,
Поэтому нужно всех уважать.
Думай прежде всего о других–
И ты не сможешь
Сделать ничего плохого для них.
Если будешь уважать других людей мнение,
Это и будет хорошим поведением.
– Наш шут лучше, чем я?
Да он мне неприятен!
– А ты помни, – сказал мудрец, –
Что шут – заколдованный принц,
Когда будешь говорить с ним,
Говори с ним как с принцем.
Если не отступишь от правила того,
Сможешь снять колдовство с него.
И тогда говорить будут с тобой
Только принцы и принцессы
Вместо шутов и лакеев.
Василий понял, что мудрец сказал правду.
Он стал скромным, ласковым
Да внимательным, не говорил того,
Что могло обидеть, а наоборот,
Старался сделать что-нибудь приятное.
Настал день,
Когда царевич Василий со свитой своей
Отправился на смотр к царю Елисею.
И съехались к царю Елисею –
Как на большую ярмарку,
Народу видимо-невидимо,
Съехались юноши со всего света:
Цари да царевичи,
Короли да королевичи.
Немудрено, что все они
Искали руки царской дочери:
Была она так прекрасна
Что не вздумать не взгадать,
Только в сказке сказать.
И царство большое,
И богатства несчётные,
И была она одна дочь у батюшки.
И были все царевичи и королевичи
Хорошо воспитаны,
Любезны и приятны.
Кланялись, танцевали,
Царевне стихи читали,
Букеты подносили,
Королю вежливо отвечали,
Но друг друга они не любили.
А царевич Василий –
От души всех хвалил,
Подарки получать не спешил.
И царевна в него влюбилась;
И он в царевну влюбился;
Он к ней подошёл –
Она ему поклонилась,
Взяла за руку, к отцу подвела и сказала,
Что любит его и что он её суженый.
Потом царь-отец их благословил
И священника призвал,
И священник их обвенчал,
И устроили царский пир.
Царь же, так как был стар,
Посадил зятя на трон.
И правил Василий милостиво и мудро
Долгие годы, а коли не помер,
То и сейчас живёт.
Наверное, вы уже догадались друзья,
О чём думал мудрец, говоря,
Что иногда человек неприятным кажется,
А на деле –
Принцем заколдованным оказывается?
Конечно, он думал о человеке прекрасном,
Конечно, он думал о человеке достойном.
ВЕСЬ МИР ВОКРУГ НАС ЖИВОЙ
Природа и весь мир вокруг нас – живой.
И человек тоже часть
Природы живой.
В комнате цветы растили.
Ухаживали за ними, поливали.
С одними цветами говорили,
Восхищались ими и хвалили,
Мимо других проходили,
Беседу не заводили.
Цветы, с коими беседу вели,
Быстро росли, пышно цвели.
Хозяина своего знали
И будто нежные чувства
к нему питали.
Когда ему уезжать случалось,
Они вяли – словно в печали,
По хозяину своему скучали.
Когда хозяин домой возвращался
И со своими любимцами общался,
Растения тут же веселели,
Снова листочки зеленели.
А те, которые без любви жили, –
Цвести не хотели, плохо росли.
Растения любят музыку классическую,
Музыку народную, напевную,
Но не переносят музыку громкую.
Ещё ученые заметили, что,
Когда жестокосердный человек
Лишь только к дереву подходит,
Сок в дереве волнуется, не бродит.
Как они это определили?
К березе приборы подключили,
С дисплеем их соединили –
Приборы состояние березы
Спокойной линией отметили.
Сок березы на анализ взяли,
Плохого ничего не заметили.
Потом у берёзы ветку отломили –
И вдруг линия ровная
Стала стрелою ломаной!
И вкус сока изменился.
Когда же показания эти
Перевели на язык человеческий,
Оказалось, что береза «кричала»
От боли «нечеловеческой».
Потом березу залечили.
Через пять лет опыт повторили.
К березе приборы подключили,
Сок березы на анализ взяли
Анализы были хорошие,
Состояние было спокойное.
Когда тот же человек
приблизился к дереву снова –
Без намерения сделать плохое,
Линия на экране снова ломаной стала!
Береза обидчика своего «узнала»
И снова от страха закричала.
Дальнейшие опыты показали:
Деревья и травы чувствуют,
Что с ними делают,
Страдают, когда их обижают.
Все мы летней порой
Наблюдаем в природе живой,
Как каждое дерево, кустик,
Травка, цветочек растут, цветут,
Как у каждого плоды вызревают.
А зимой –
мы восхищаемся красотой,
Когда деревья высокие
и кусты низкие
Внезапно покрываются
инеем пушистым.
Зимой дерево не спит,
и при стуже лютой
Льёт через ствол на веточки
воду как будто.
Замерзая, вода превращается в иней,
И дерево укрывает
серебристой пелериной.
А могли бы деревья заботиться
о себе,
Если б не были живые все?
В далёкой Болгарии женщина
Ванга жила,
Слепа она была с раннего отрочества,
Но развиты у неё были
другие чувства,
Они ей помогали жить,
Людей лечить.
С травами, цветами она говорила,
Когда по тропинкам ходила,
Ведь от цветов и трав лучи исходили,
Которые Ванге «говорили» также,
Какие травки рядом растут,
Когда они зацветут,
Какое лекарство тогда готовить,
Какие болезни можно лечить.
А если бы растения не были живые,
Могла бы Ванга общаться с ними?
Итак, Природа и весь мир вокруг
нас живой.
И человек тоже часть
Природы живой.
Велика ответственность человека
За сохранение жизни на планете!
И принять должно человечество
Эту великую ответственность.
От автора:
«С 1997 по 2004 год я работала педагогом дополнительного образования в Тарко-Салинской средней школе №2 Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вела уроки здоровья в начальных классах. В 2003 году мной защищена диссертация в городе Санкт-Петербурге на тему «Валеолого-педагогические основания организации образовательного процесса в начальной школе (в экологических условиях Крайнего Севера)»
Эти стихи были написаны для уроков третьего класса: «Вежливые слова», «Ответственность за окружающий мир».