Интересный человек: Владимир Тарасов

Ирина ЭЙР | Воздушное интервью с интересными людьми

ЭЙР

Владимир Тарасов — режиссёр-мультипликатор «Союзмультфильма», кинорежиссёр, художник, заслуженный деятель России, профессор МГУКИ.

Мы впервые познакомились с Владимиром в Рязани на фестивале фантастики «Поехали!». Этот человек сразу заинтересовал меня своей эрудицией и яркой фантазией, и мне непременно захотелось взять у него интересное и воздушное интервью.
Мы встретились в уютном кафе на первой Тверской-Ямской. Владимир удивил меня и при этой встрече — он подарил цветы за небольшое опоздание. Какое приятное начало беседы!

«Режиссёр — это не профессия, это ощущение жизни»

— Что вас привело в мультипликацию? Это была мечта детства или случайность?

— Дело было так. После окончания московской школы встал вопрос: что дальше делать? Тогда мне помогла моя мудрая бабуся. Она порекомендовала позвонить Маше Мотрук, знакомой моей маменьки. Они с ней вместе поступали в ГИТИС. Мою маму приняли, а Машу нет. Тогда Маша пошла работать на студию «Союзмультфильм» — это было ещё до войны. Так вот моя мудрая бабуся сказала: «Свяжись с тётей Машей, а вдруг им на студии помощники нужны». Тетя Маша, замечательный человек и художник, приняла меня в цех низшей категории — черновой фазовки.

— Что это такое?

— Это когда между основными рисунками, которые делает художник-мультипликатор, рисуют промежуточные фазы — переходы от одного рисуночка до следующего. Это первая стадия обучения мультипликации — очень полезная.

— Получается, что вам помог счастливый случай и, конечно же, талант художника.

— По части таланта — я не знаю. Кто-то из великих сказал, что успех — это десять процентов таланта и девяносто, извините, — «задницы». Вот эта комбинация и позволила мне пройти по карьерной лестнице ступени прорисовщика, мультипликатора, ассистента художника-постановщика, художника-постановщика, ассистента режиссёра и стать режиссёром. Я также параллельно окончил Полиграфический институт, факультет художественного оформления печатной продукции.

— Сколько вам лет было, когда вы стали режиссёром?

— Мне было лет тридцать. Нужно много знать, уметь знания вложить в произведение и рассказать об этом людям, для этого важен большой опыт и особое мировоззрение и мироощущение. Режиссёр — это не профессия, это ощущение жизни, его не передать.

— Чем выбран жанр? У вас в основном фантастическая мультипликация.

— Мне это было просто интересно. В старые добрые времена при всей той ситуации, которая была в стране, наиболее любопытные, нестандартные вещи было возможно изобразить только при помощи фантастики. Так можно было показать то, о чём думаешь или мечтаешь, — свои фантазии.

— Что для вас означает быть мультипликатором?

— Сначала — просто интерес мальчишеский, потом уже увлечение профессией.

— Ваши работы — образовательные и информативные. Это не просто развлекательный материал. Как у вас возникали идеи?

— Когда мне попадалась какая-то интересная вещь, которая мне казалась любопытной для зрителя, я всегда пытался с ней работать. Отсюда и масса встреч с невероятно интересными людьми, мультипликаторами, авторами, передовыми художниками, актёрами и композиторами. Например, мне удалось поработать с Сашей Кайдановским над несколькими картинами, в том числе над фильмом «Контакт». С него срисовали главного героя — космонавта.

— Расскажите, как вы снимали свой известный мультфильм «Перевал» по повести Кира Булычёва.

— Совершенно случайно мне попался какой-то учебник математики. Я от математики далёк, но вдруг увидел там иллюстрации, графические, чёрно-белые — невероятно интересные. Автором учебника и иллюстраций был Анатолий Тимофеевич Фоменко, как выяснилось, доктор физико-математических наук, профессор МГУ. Сейчас он уже академик. Я пригласил его работать над картиной «Перевал» в качестве художника-постановщика. Так многие его работы по изображению математических формул легли в основу неведомой космической планеты. Музыку писал наш гениальный композитор Саша Градский. На стихи Саши Чёрного.
«Любая анимация — это искусство о душе, язык не имеет значения. Анимация — это эсперанто всего человечества»

— Давайте поговорим о вашем опыте работы и жизни в Индии и в Иране. Вы там работали почти 10 лет. Есть ли отличие от русской мультипликации, если рассматривать базовые ценности, тематику, идею?

— Нет, абсолютно. Менталитет индийского народа и персов очень близок нам. У нас в городе были такие студенты, которые не знали ни хинди, ни английского, на своём разговаривали. Тем не менее, мы прекрасно друг друга понимали. Есть такая замечательная формулировка, что любая анимация — это искусство о душе, язык не имеет значения. «Анима» — от слова душа, одушевление. Мы занимаемся одушевлением рисунка. Вся суть анимации в том, чтобы статичный рисунок был одушевлён.

— Есть ли, в таком случае, различие межу анимацией и мультипликацией?

— В России привыкли говорить «мультипликация», от слова «мульти» — это значит «много». На западе называют «анимация», от слова «анима» — душа. Я считаю, что слово «анимация» больше подходит к нашей мультипликации, потому что в ней гораздо больше души к маленькому и взрослому человеку, чем в той же западной мультипликации, где много суеты и жестокости. Один Папа Римский издал специальный вердикт, по которому во всех католических школах в обязательном порядке предписывалось показывать наши советские мультфильмы. Почему? Потому что в них есть огромный заряд теплоты, доброты, гуманного отношения друг к другу и к окружающей среде. Не зря же лучшим мультипликационным фильмом XX века был признан «Ёжик в тумане», а «Ну, погоди!» был куплен для проката в 120 стран мира, включая США.

— Вы также некоторое время работали или были в командировке в США. Чем отличается принципиально их мультипликация от нашей?

— У них были великие мастера, тот же Дисней. Он создал основу, азбуку, энциклопедию. Сейчас же американское кино — это мощнейшая индустрия, оснащённая блестяще, делающая невероятные фильмы, обошедшие нас с точки зрения использования современных технологий во много-много раз.

— А чего нам не хватает и почему, на ваш взгляд?

— Нам мешает расхлябанность и отношение государства. Студия «Союзмультфильм» практически рухнула. В следующем году ей будет 80 лет. Она была организована в 1936 году. В 1935 году был первый московский кинофестиваль, где впервые наши зрители увидели мультфильмы, в том числе и Диснея. Товарищ Сталин, который был весьма неглупым человеком, сказал: «Хочу, чтобы советский зритель имел советского Микки Мауса». Он сказал, и через год была организована студия. Собрали художников отовсюду — со всего Союза. Была поставлена задача — делать фильмы для детей. Студия вначале называлась — «Союздетфильм». Ролан Быков по этому поводу сказал гениальную фразу: «Наши дети сегодня не менее важны, чем хлеб и сталь, потому что наши дети завтра — это та же сталь и хлеб, и защита». То есть обращайте внимание на детей.

— Есть ли принципиальное отличие по наполненности наших и американских мультфильмов?

— Там много движения, много эффектов и так далее. При этом очень мало уделяется внимания чувствам, хотя есть, конечно, и такие фильмы. В наших фильмах всё-таки больше чувств. Есть два понятия существования: я мыслю, и, значит, существую. Второй постулат: я чувствую, значит, существую.
«Очень важно научиться видеть в самом обычном явлении что-то такое, что могло бы заинтересовать»

— В ваших мультфильмах очень часто идёт отсылка на известных писателей, поэтов. «Вперёд время!» — это Маяковский, «Зеркало времени» — Марк Твен и Уэллс. Есть ли у вас любимый поэт или писатель?

— Нет, таких много, и нельзя говорить, что какой-то один. Я раньше читал со страшной силой в библиотеке. Чтение было необходимо, давало человеку возможность познать какие-то вещи.

— Учитывая, что большое место в ваших работах уделено космосу, верите ли вы в пришельцев?

— Верю.

— Тогда ваш ответ на извечный вопрос — есть ли жизнь на Марсе?

— Видимо, да (улыбается). Может быть, жизни и нет, но это даёт толчок для некого рассуждения, осмысливания в попытке что-то узнать. Вот почему я увлёкся фантастикой. Я сейчас не помню, кто именно, но кто-то из гениальных американских фантастов сделал такую замечательную вещь. Сюжет такой: произошла атомная война на Земле, прилетели разумные инопланетяне и нашли круглые металлические коробки с длинными целлофановыми лентами. Когда они спроецировали на экран, то увидели странных существ, который общались и жили в непонятных постройках. Никто не понимал и не мог прочесть надпись, которая зажигалась в конце каждого фильма: «Производство студии Уолта Диснея». Вот так можно представить жизнь миллионы лет спустя, в этом и есть философский смысл. Наша мультипликация — это отражение нас, нашего менталитета, предпочтений и так далее.

— Про писателей мы поговорили. Есть ли у вас любимый художник, близкий к вашему мироощущению?

— Я считаю, что Сальвадор Дали — абсолютный мультипликатор, потому что у него всё не такое, как в реальности. Вспомните знаменитые часы, лошадок, носорогов и слонов на ножках кузнечика. Это суть мультипликации, которой нет в Интернете. Мультипликация — это вообще синтетическое искусство, сочетающее всё: и музыку, и актёрское мастерство, и независимый художественный стиль. Оно было создано раньше, чем кино. Первый мультфильм был снят в 1876-1878 год, когда некий француз Эмиль Рено придумал хитрый механизм из шестерёнок, который пролистывал бумажные ленты с изображением персонажей. Он добавил волшебный фонарь и проецировал на стенке. Только в 1895 году братья Люмьер сделали «ящик», который мог и снимать, и показывать. Опять для чего? Для того чтобы фиксировать то, что есть. Отражение реальности — это кино, а вот её трансформация — это уже фантазия, мультипликация.

— Что же даёт вам энергию оставаться бодрым, в хорошем расположении духа, прекрасно выглядеть и творить?

— Общение с прекрасными женщинами (смеётся). Женщина — это источник жизни!

— Спасибо, Владимир, такие слова вдохновляют женщин быть для мужчин такими. Поделитесь с читателями своим секретом успеха?

— Очень важно научиться видеть в самом обычном явлении что-то такое, что могло бы заинтересовать, то есть рассмотреть даже в обыкновенной луже звёзды, а не грязь.

Об авторе:

Ирина Эйр — эксперт по астрологии (новейшая космическая психология, метод «Формула души»), организации личных, деловых процессов и профориентации. Мастер делового администрирования (МВА), сертифицированный тренер школы астрологии «Русские волхвы». Основатель методики «Самоопределение при помощи астрологии». Кандидат Интернационального Союза писателей, прозаик, поэт, публицист. Кавалер медалей ЮНЕСКО им. Адама Мицкевича, Министерства культуры Российской Федерации «200 лет М.Ю. Лермонтова». www.IrinaAir.ru

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: