Серебряный век стал для русской литературы временем сложных поисков. В то время мир постепенно становился другим, и требовалось найти новые слова и формы, чтобы отразить перемены. В то же время хотелось и прямо противоположного – найти и постичь некие основы, то, что могло бы называться вечным. Но срок жизни человека краток, и потому для него вряд ли возможно буквальное понимание и познание всего, что лежит как бы вне времени.
Поэтому и явился символизм – с его мучительными поисками неведомой истины, смутной ирреальностью образов и глубиной открывающихся смыслов.
Одним из лидеров символизма, бесспорно, стал Александр Блок, гениальный русский поэт. Начав писать в раннем детстве, он явился в большую литературу уже зрелым талантом, и потому его стихи сначала были восторженно приняты читателями и критиками, а затем оказались классикой. «Незнакомка» стала хрестоматийным произведением, «Прекрасная Дама» и «пузыри земли» – нарицательными выражениями.
Будучи обширно начитанным и потому практически наследником всей мировой культуры и литературы, Блок также любил, знал и чувствовал русский фольклор, интонации и образы которого мастерски передавал в своем творчестве. Не был он равнодушен и к трагедии маленького человека, бедняка, не имеющего надежд на лучшую жизнь.
Блок не только творил, но и изучал литературное творчество. Его критические работы, посвященные классикам и авторам Серебряного века, до сих пор актуальны для филологов. Ведь Блок не только был смел в суждениях, точен в выражениях и требователен к тем, кто стремился обрести славное звание поэта. Он еще и обладал глубокими познаниями в литературе и культуре, и потому его критические исследования нередко приобретали научный характер.
Нынешний выпуск «Современника» тоже не остался в стороне от литературной критики, и потому у читателей есть прекрасная возможность приобщиться к интересному событию в рамках крупной прозы.
Другое примечательное явление – творчество современника Блока, Бориса Палецкого, стихи которого подготовил для печати и представил его внук, поэт Михаил Палецкий. Такой труд требует не только усилий и собственного таланта, но и особого поэтического такта в работе с чужим текстом, ведь необходимо не только сделать его понятным и привлекательным для современного читателя, но и сохранить особую самобытность, своеобразие стиля, тем, идей, благодаря которым можно безошибочно уловить – это говорит не наш современник, а кто-то из ушедших предков.
Хотя так ли отличается Серебряный век от двадцать первого? Как и Блок, современные поэты изливают в стихах свою тоску о Прекрасной Даме, и эта тоска тем сильней, чем ярче и ощутимее недолгое присутствие невоплощаемой мечты. Поэтическая звукопись звучит столь же музыкально, как сто с лишним лет назад – может быть, только жанр, соответственно привычкам и модам времени, немного изменился. По-прежнему есть чем полюбоваться, находя в окружающем мире красоту, и, увы, как и во все времена, немало людей нуждается и страдает, а помочь им поэту нечем – только сказать сострадательное слово, чтобы услышал кто-то другой.
Что же до иного, непостижимого и таинственного… Оно и вовсе неисчерпаемо, и потому у каждого талантливого поэта есть возможность к нему прикоснуться, ощутить по-своему, по-новому и, по заветам Блока, «несбывшееся воплотить».