Какие бывают дожди
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ГИА в 9 классах — напряженные лица, нежные молодые пальчики аккуратно перебирают бланки с заданиями — КИМы. Немой вопрос, молящий взгляд о помощи свыше.
Некоторые ученики уходят в работу с головой, не делая ни единого лишнего движения; кажется, не дышат вовсе, сконцентрированы на листах перед собой, для них время летит незаметно и его катастрофически не хватает. Встречаются и блуждающие взгляды по стенам, из стороны в сторону, на присутствующих. Через час знаешь — мысли закончились, багаж знаний исчерпан. Временами открывающаяся перед проверяющими дверь вносит некоторые корректировки и оживление, но через мгновенье напряжение нарастает со все новой силой.
Ученики 9 классов еще имеют запас времени, фору в два года.
Другое дело выпускники школ, сдающие ЕГЭ. Эти «приперты к стенке». Пока ждут пакеты с заданиями после инструктажей, в аудитории возникает гробовая тишина, как перед расстрелом. Сверхнапряжение, трансформаторная будка! Если и встречаются ребята с деланно боевым духом, пытающиеся всю процедуру экзамена поднять на смех, — их хватает не более чем на пару минут, и до них доходит, что все серьезно. «Каждый за себя! Выживает умнейший! Здесь не забалуешь!» Перед глазами родители и их немой вопрос: «Ну как? Хоть что-то удалось выполнить?» Слабая надежда не тянуть долговую лямку за учебу ребенка, не сокращать бюджета семьи на питание и одежду: «Тут либо пан, либо пропал». Желание попасть в хороший вуз, получить востребованную профессию и самоопределиться в жизни — такова нелегкая доля начинающих взрослую жизнь.
До конца экзамена остается горстка самых настойчивых, старательных и серьезных ребят. Глаза умные, взгляд сосредоточен. Смотришь на них и думаешь: это будущие хорошие, а может быть, самые лучшие специалисты: врачи, ученые, ответственные руководители предприятий, которые выложатся по полной и сделают много полезного для развития своей страны! В нелегкие, но интересные времена нам приходится жить!
КАКИЕ БЫВАЮТ ДОЖДИ
Дождь холодный, с порывами ветра, коробящий душу, вызывающий дрожь, оцепенение, желание поднять высоко ворот, запахнуться покрепче.
Дождик крупный, пахнущий летом, пылью, ласкающий, нежный, игривый, солнечный, руки распахнуты в стороны, приятное головокружение и нега во всем теле.
Мелкий, моросящий, колючий, состояние апатии, депрессии и тоски, желание залезть под теплое одеяло, выпить чашку горячего чая с молоком и малиновым вареньем, посмотреть хороший фильм, положить голову на плечо любимого человека и насладиться ароматом его тела, вобрать в себя все то, из чего он состоит.
Грибной дождь наполнен запахами леса, природы, жизни, продолжением ее, биоценоз, биосинтез, связь с Космосом и Вселенной, в нем научное объяснение существования экосистемы в целом.
Дождь вперемежку со снегом, запахи сырой одежды и старого меха на воротниках пальто, мокрые ноги и озябшее тело — удручающая картина незащищенности организма перед силами природы и собственная беспомощность.
Ливень — мощные потоки воды с неба, тонны влаги, очищение души, растений, зданий, площадей, воздуха, освобождение от грязи, освящение души, возрождение, переосмысление ценностей, смысла существования человека на земле, желание стать лучше, что-то оставить после себя хорошего, сберечь, передать потомкам, исправить ошибки.
Об авторе:
Светлана Сурчакова окончила Казанский педагогический университет. Имеет почетную грамоту РФ за педагогические инновации, медаль Януша Корчака за авторскую работу «Пчеловодство», грамоту министра культуры РТ. Автор разработки «Case-method-problem» — деловая игра «Как открыть свое производство» для учащихся школ и университетов. Лауреат всероссийского конкурса «Педагогические инновации».
Победитель республиканского конкурса «Книга года», а также победитель муниципальных конкурсов «Радуга талантов» в номинации «Проза».