Лохотрон

Марк БОЙКОВ | Публицистика

Лохотрон

Невымышленная история

«Мы люди бедные, не местные. Помогите, чем можете, чтобы уехать…» – сколько раз в злополучные 90-е годы на рынках, у магазинов, при вокзалах, в метро мамочки с малышками или потрёпанные дяденьки вас слёзно останавливали, чтобы выпросить денежку. Другой вариант: гуляющие во дворах доброжелатели предлагают вам купить за полцены дефицитный товар с паспортом. И вы, поразмыслив о выгоде, повертев сопроводительные бумаги, берёте товар с потрохами, а дома он оказывается не только «дефицитным», но и с дефектом. Или вам предлагают за бесценок «старинную монету», изготовленную с оттиска умелым ремесленником, и вы гордитесь потом ею перед друзьями как реликвией.
Таким же лохотроном, адресуясь к доверчивости людей, занимается не только промышляющая мелкота, но и промышленные компании, которые в условиях финансовых неурядиц подмешивают в производимый продукт всяческие заменители или добавки для улучшения вкуса и удешевления производства, с сохранением или увеличением цены для покупателей.
И откуда же взялся этот лохотрон? И как разглядеть его, если верящий отдаёт ему всю меру своей доверчивости?
…Помнится чудный фильм «Ночи Кабирии» (в главной роли Джульетта Мазина, с режиссурой её мужа Федерико Феллини), где доверчивость девушки, мечтающей о подлинной любви, ведет её к обрыву с угрозой для жизни, где вся-то её цена сводится к сумке с деньгами, на которой сконцентрировался её ухажёр.
Вероятно, самым первым (с 400-летия назад) изобретателем лохотрона следует считать автора бессмертного 2-томника о странствующем рыцаре Дон Кихоте Ламанчском и его оруженосце Санчо Пансе, подвигнувшихся к свершению добрых дел и подвигов. Именно Сервантес – один из первых, если не самый первый лохотронщик всех времён и народов, увязавший самообман с искренней жертвенностью. И когда же это возникло реально?
…Было время, когда мы не обладали ни крепкими когтями, ни острыми зубами. Мы подбирали всё, что давала нам природа-мать, вплоть до падали. Падаль была даже более ценной находкой. Она давалась обильнее и даром. Прочее – по мелочи, с высиживанием, украдкой и порою схваткой. Потом придумали топор, привязав к палке увесистый камень. Орудие сделало нас охотниками. С той поры, с придумки каменного топора, мы и начали отсчет собственному становлению как Homo creative.
Homo sapiens – это собиратель дани с природы. Он ещё не человек. Он обирает природу, живя лишь тем, что она подсовывает ему просто так, даром. Без орудия он зачастую остаётся ни с чем и даже погибает. А вооружившись, становится человеком с умыслом и волей. Именно он и есть наш прародитель, Человек с большой буквы. Он изобретатель!
Изобретение и совершенствование орудий запустило производство продуктов потребления. Овладение огнём ускорило обмен веществ и в самом организме человека. Обработанная огнём пища усваивалась быстрее. Вследствие этого половая потребность перестаёт быть сезонным увлечением. Секс становится постоянным спутником жизни, что способствует взрывному возрастанию численности родов и умельцев среди них. Согревание у костров на корточках в ночных пещерах сжигало на нас шерстяной покров и делало притягательнее друг для друга.
Роды далее складываются в племена. Ареал обитания собирает их в народности. Обживаемая территория дополняется устройством управления. Старейшины превращаются в вождей. Колдуны и шаманы – в жрецов и оракулов. Этот процесс наглядно показан в замечательном фильме «Земля Санникова» по мотивам научно-фантастического романа В. А. Обручева.
В наше время, через миллионы лет развития, они предстают уже правительственными чинами и авторитетными советниками. Манипулируя психикой людей, эти слуги народа задают авторитарность управления, накладывая на всё печать своей избранности.
По сути – это первые лохотронщики, уверовавшие в своё предназначение. Повторяющиеся их предсказания и прорицания со временем оформляются в религиозные догматы и служат базой верований для религий. Религии – суть уже вездесущий лохотрон!
Он характеризуется системностью и постоянством организации. Религии не соперничают с властями: они повязаны раздельным управлением людьми. К этому времени оформляется раскол людей на богатых и бедных. Были разгромлены первые восстания бедноты и рабов. Христианство становится мировой религией и побеждает, по словам Маркса, «потому что потерпел поражение Спартак».
Ни люди, ни общество при этом не задумываются, откуда они пришли и куда движутся. Всем хочется жить хорошо и сытно. Но представления об этом из-за разности условий у всех разные. Одни бедствуют в трудах и страдают, другие купаются в богатстве и роскоши. Несогласных с этим ждут розги и виселицы, отрубание рук, ног, головы. Рабовладельческий строй прочно воцаряется на развалинах первобытно-общинного уклада.
Появившаяся цивилизация – это цивилизация господ. Но не цивилизация человечества. Ещё и самого человечества нет: люди борются между собой, государства воюют друг с другом. Одни живут за счёт других. И это признаётся нормой и порядком, притом охраняется вооруженной силой. Так реализуется вселенский, насаждаемый чьей-то волей лохотрон. Ложь, в силу неясности причин, выглядит всегда более убедительной, чем истина. И потому закрепляется в веках. Религия ревностно освящает это.
Не отстают от служителей церкви и даже хорошо подыгрывают им первые лица государств. Власть просто спелась (или побраталась) с церковной властью.
Вы слышали, как патриарх Кирилл сравнял по значимости изгнание поляков из Москвы с победой советского народа в Великой Отечественной войне? Это же надо было додуматься до такого! И главное – кем же надо быть, чтобы додуматься до этого? Дворником, которому иностранцы подают за подношение чемоданов к подъезду, или опереточным /прошу не путать с оперным/ шутом при недавнем царе Борисе, который загубил кровную, победившую злейшего врага страну?
Помнится, когда Кирилл был на вторых ролях при прежнем патриархе и вёл утренние передачи на телевидении, это был весьма утончённый интерпретатор противоречий жизни и веры, избегающий ортодоксий, проповедник-мыслитель с открытым, внушающим доверие лицом. А теперь весь в сановных одеждах, в клобуке с дополнительными рюшками и украшениями, прячущими лицо, произносит ересь для народа, стелясь под похотливую кривду властей о народе и его подвигах. И для того только, чтобы вытравить у народа память о другом, по-настоящему эпохальном подвиге – о Великой Октябрьской социалистической революции, поставившей вопрос о сломе мировой системы угнетения и рабства.
Пусть он славит веру и наставляет страждущих, но не присваивает себе право производить переоценку исторической значимости мировых событий. Уж слишком далеко мы зашли, если духовники начинают прогибаться и смыкаться с властями в обмане народа.
Но идём дальше… Один угнетательский строй сменяется другим: рабовладельческий – крепостническим, феодально-крепостнический – капиталистическим. Частная собственность на вещи /землю, орудия, дома/ скрепляется собственностью на людей: рабов, крестьян, рабочих. Одним это нравится, и они усердствуют. Другие вынужденно терпят сие и подчиняются, пока гнёт и обнищание работника не достигают пределов терпимости. Тогда происходит социальный взрыв, как вскипание воды в точке перегрева.
Новый порядок вещей устанавливается обычно не сразу, через несколько попыток, пока различные силы не уравновесятся, выделив новую, более здравую и могущественную силу развития. Так было всегда. Но познание мира в его закономерностях всегда отставало, пока марксизм не явился нам ленинизмом с парадного входа истории, российской социалистической революцией разметав всяческую шушеру лохотронщиков, претендовавших на роль спасителей народа.
Мир, оказывается, делится на элиту умных собственников и беднеющих работяг, по прозванию лохов. Лохотрон исторически устроили богатеи-собственники, а лохами считают тех, кто на них, собственников, работает. Виновник и жертва поменялись местами. Так было до Великой Октябрьской социалистической революции, которая сказала: хватит с нас – мы тоже люди.
Вопреки всем мыслимым трудностям, исторический результат получился положительным. Счастливых людей становилось больше и больше – общество нащупывало гармонизацию межличностных отношений.
Но сразу всего и всем не хватало. И кто поднимался в верхи, опять начинали считать себя избранниками и блага под себя грести. Проблема уткнулась в понимание человека. Оказалось, что мало изменить общество. Надо изменить и человека! А прежде уяснить, что он собой представляет.
Есть две известные точки зрения на человека: древнего грека Платона и близкого к нам К. Маркса. По Платону, человек есть совокупность души и тела. По Марксу – противоречивое единство способностей и потребностей.
Душа, проецируемая <богом> из Космоса в отдельное тело, – загадка для окружающих, а тело лишь оболочка для неё. Внешне поэтому человек может выглядеть красиво, а внутри быть полной противоположностью сему.
Способности и потребности, по Марксу, выступают конкретнее: в созидательно-потребительской увязке. И вопрос, собственно, в том, чем определяется вектор этой связки. Что является для человека большей ценностью: раскрытие позитивных способностей или удовлетворение алчущих потребностей? В зависимости от этих предпочтений люди и делятся на созидателей и потребителей. Именно потребители своей тягой склонили вектор развития человечества в сторону хищного потребления трудов работника, эксплуататорского его использования в собственных целях. Нынешние жрецы-либералы сделали с социализмом то же, что учинили первородные властители с человечеством на заре рабовладельческого строя.
Так называемая «либеральная революция», принявшая эстафету от горбачёвской «перестройки», завершила фактическую ломку страны предательством её жизненных интересов. Все нынешние руководители, прячущиеся за высоким забором кремлёвской крепости, отстроенной Ельциным, вынуждены время от времени играть во всяческие опросы, 4-часовые разговоры с народом и проводить очередные выборы для маскировки утвердившейся власти. ЕДРА стала стиральной машиной политического лохотрона, запускаемого президентом и премьером.
Другие партии давно выдохлись и служат лишь подпоркой глиняным вождям, а реальная несменяемость управленческой элиты говорит об оккупации общества воротилами политических и финансовых кланов-блоков.
Выборы без выбора – показатель сквозного опустошения общества от происшедших деформаций. Нам постоянно вешают лапшу на уши, а мы верим их блудливым проискам. Уже не сами олигархи, а те, кто хотят ими стать, представляют растущую угрозу для общества. Именно они разыгрывают новые лохотроны, схожие более с мыльными пузырями.
Путин обязан остановить это катастрофическое сползание в пропасть, прекратить размножение богатеев и олигархов. Он должен быть верным не завещанию Ельцина, а присяге, данной в клятве советскому народу по окончании училища КГБ, где, вероятно, ещё стоит его несмываемая подпись. Иначе имя ему – клятвопреступник по отношению к стране.

Об авторе:

Марк Бойков, родился 12.09.1938 г. в селе Писцово Комсомольского р-на Ивановской области. В войну воспитывался в детдоме, с 1947-го – у мачехи с отцом, инвалидом ВОВ 1-й гр., в г. Иванове.

В 1950 г. поступил в Горьковское суворовское военное училище, которое в связи с переводом окончил в Москве в 1958 г. В 1960-м был освобождён от воинской службы из Одесского высшего общевойскового командного училища по состоянию здоровья.

Профессиональное образование получил на философском ф-те МГУ им. М. В. Ломоносова в 1961–1966 гг. Работал преподавателем философских дисциплин в вузах г. Волгограда (по распределению) и г. Москвы.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: