«Сказки для друзей», бывшие «Сказки для идиотов»
Сказка о том, как появились эти сказки (вместо предисловия)
Не посвящается никому,
поскольку еще рано.
Первый рассказик из этого цикла мне просто приснился. Причем приснился не как история, а сразу как текст, определенная последовательность слов — от начала до конца. Я проснулся и пока не забыл, начал думать о том, что же это такое и что с ним делать. Сначала я понял, что это сказка, явно сказка, но сказка… как бы это сказать… необычная… Я стал искать аналогии и ассоциации в литературе. Вот у Вадима Шефнера есть «Сказки для умных», а у Саши Соколова — «Школа для дураков»… В общем, я решил именовать свое небольшое произведение «Сказкой для идиотов».
Записав текст полностью, я пришел в гости к своему другу Игорю и говорю:
— Я тут «Сказку для идиотов» написал, давай тебе прочитаю, может быть, понравится…
Игорь как-то сразу поскучнел и говорит:
— А почему собственно мне? Вот скоро Леха придет — ты ему прочти… Ему точно понравится!
Я его иронии сначала не заметил.
А когда пришел Леха, сразу же ему предложил:
— Я тут «Сказку для идиотов» написал, хочешь, прочитаю? Игорек говорит, что тебе должно понравится…
Леха поскучнел еще сильнее, чем Игорь, и говорит:
— Мне? А почему, собственно, мне? Ты ему самому сначала читай!
Тут только я все понял…
Но, тем не менее, я вскорости написал еще несколько сказок и посвятил их своим друзьям, чтобы уже не отвертелись. И себе сказку посвятил, чтобы им не было обидно.
Пять рассказиков, объединенные в цикл «Сказки для идиотов» вошли в мою первую книжку, напечатанную в 1993 году.
Время шло, появлялись новые друзья — пришлось писать новые сказки… Цикл расширялся. В более полном виде, но с прежним названием он печатался в журнале «Наша улица».
И вдруг — году уже в 99-м — книжка с таким же названием вышла у Бориса Акунина. Как и у меня, это был цикл иронических миниатюр. Только в большей степени на социально-политическую тему. Меня же всегда больше интересовали межличностные отношения.
Конкурировать с самым популярным писателем России довольно сложно. Поэтому, написав еще несколько сказок, я решил поменять название всего цикла. Я ведь не зря каждую миниатюру посвящал кому-нибудь из друзей! Так появилось новое название.
Но вот ведь. Есть такая история. В одном российском городе во время Второй мировой войны был патронный завод. И все об этом знали. И мимо него ходил автобус. И остановка так и называлась — «Патронный завод». Но во времена уже войны Холодной этот завод, не изменив профиля, засекретили. И на вывеске написали «Макаронная фабрика». А автобус мимо него ходил по-прежнему. И название его остановки пришлось тоже изменить. Но люди, ездящие испокон веков по этому маршруту, стали путаться. И во избежание всяких накладок кондуктор каждый раз объявлял: «Остановка «Макаронная фабрика», бывший «Патронный завод»». Вот такая секретность.
Так и у меня получилось. Цикл-то я переименовал, но все мои друзья знали его под старым названием. Иногда хочу прочитать им какую-нибудь историю и предваряю чтение:
— Это из цикла «Сказки для друзей»… А мне в ответ:
— Это из того, что раньше назывался «Сказки для идиотов»? Вот мне и пришлось с некоторых пор говорить:
— Это из цикла «Сказки для друзей», бывшие «Сказки для идиотов».
Тут не только друзья стали обижаться, но и посторонние люди настораживаться. Интересно, мол, что у него за друзья такие? А какие друзья — таков и сам.
А что делать? Как быть? Зато хоть все понятно…
Потом мне показалось, что в подборке старых сказок была какая-то внутренняя композиция, которую новые сказки начали ломать и я разделил цикл на две части.
Часть 1. СТАРЫЕ СКАЗКИ
Сказка о мухе и об одном англичанине
Посвящается Игорю Борисенко
Один англичанин жил скучно и тоскливо. А происходило это именно оттого, что он был один. У этого англичанина не было ни друзей, ни приятелей. Но самое главное — это то, что у него не было девушки. Вот почему этот англичанин жил скучно и тоскливо.
И вот однажды этот англичанин поймал муху и представил, что это его девушка. Он ухаживал за ней заботливо и церемонно. И, как это ни удивительно, муха ответила ему тем же. Вы можете не поверить, но между ними возникло очень странное и трепетное чувство. Аналогов еще не знала история.
Ухаживать за мухой было очень удобно; гораздо удобнее, чем за любой другой девушкой. Англичанин держал ее в спичечном коробке и время от времени гладил пальцем по шершавому картону крышечки, а муха выражала свои чувства шебуршением внутри. Так общаться они могли целыми часами кряду. Вот такая идиллия через картон и полное взаимопонимание.
Все, кто знал этого англичанина, восхищались: какая удивительная пара! Всем казалось, что они просто созданы друг для друга. И сам англичанин был очень доволен.
Жить бы им так и жить, но неожиданно все изменилось. Англичанин повстречался с настоящей девушкой, и она ему понравилась. Девушка и вправду была яркой и очень красивой. Не долго думая, англичанин прихлопнул свою муху и решил ухаживать за этой девушкой.
Все было бы хорошо, но неожиданно выяснилось, что за время своего одиночества англичанин сделался порядочным занудой. Общаться с ним оказалось скучно и неинтересно.
В разговоре он был скованным и нервным, к тому же постоянно лазил рукой в карман, где когда-то лежал коробок с его мухой. Но коробка в кармане уже давно не было, а девушку это его поведение очень раздражало.
Как уже говорилось, девушка была яркой и очень красивой. Она не боялась остаться одна, и поэтому она просто ушла от этого англичанина.
И он снова остался один. Даже без мухи.
Грустная сказка о добром человеке и его машине времени
Посвящается Максиму Качёлкину
Один очень добрый человек изобрел машину времени. Маленькую такую машинку — куда хочешь, туда и едешь: хочешь в завтра, хочешь во вчера. И решил этот добрый человек не показывать ее никому, а самому с ее помощью делать людям добро.
Только он так подумал, как слышит: на улице шум, лязг, визг. Выглянул и видит: собака под «Жигули» попала, «Жигули» стоят посреди дороги — ни проехать, ни пройти; грузовик стоит, автобус с пассажирами стоит, цистерна с бензином и надписью «Огнеопасно» тоже стоит, велосипедист пешком идет в обход, велосипед рядом катит, а в центре лежит собака. Унесли собаку — все, не спеша, разъехались.
Пожалел добрый человек собаку, перенесся он на полчаса назад, вышел на улицу, поймал собаку за шиворот и подержал ее, пока не проедут «Жигули». Потом отпустил.
Только отвернулся — слышит, снова шум: собака под велосипед попала. Да так неудачно — и сама пострадала, и велосипедист упал да шею свернул. Лежит на асфальте, еле дышит, а все движение снова стоит.
Пожалел добрый человек велосипедиста, перенесся снова на полчаса, поймал собаку за шиворот и подержал ее пока проедут «Жигули», а потом пока проедет велосипедист. Тогда только отпустил.
Только отвернулся, снова шум: велосипедист попал под грузовик, одно мокрое место осталось, а все движение снова стоит.
Снова перенесся добрый человек назад — поймал собаку за шиворот, подождал, пока проедут «Жигули», потом окликнул велосипедиста, попросил закурить. Только прикурил, снова слышит шум: грузовик на полном ходу врезался в автобус, тот перевернулся и загорелся, пока приехала пожарная машина, все пассажиры задохнулись в дыму.
Пожалел добрый человек пассажиров, перенесся еще раньше, проколол грузовику все шины, поймал собаку за шиворот, подождал пока проедут «Жигули», остановил велосипедиста, попросил закурить… Слышит, снова шум: автобус сходу врезался в бензовоз, тот разорвался вдребезги — ни бензовоза, ни автобуса, ни «Жигулей», ни двух ближайших домов, как не бывало. В живых только и остались: велосипедист, собака да сам добрый человек. Ну, еще и водитель грузовика — он в это время за углом шины менял.
Снова перенесся добрый человек в прошлое, проколол шины грузовику, побил стекла автобусу, а водителя цистерны с бензином напоил в стельку и спать уложил, потом поймал собаку за шиворот, подождал пока проедут «Жигули», отпустил, окликнул велосипедиста, попросил закурить…
Огляделся добрый человек — вроде все спокойно. Обрадовался он и пошел довольный домой, лег в постель и заснул счастливым сном.
А на утро он узнал, что в «Жигулях» тех ехал крупный террорист и спешил в ближайший аэропорт, чтобы угнать самолет в Турцию. Благодаря доброму человеку он успел вовремя; самолет угнал, как и собирался, да только не долетел, а утопил его в Черном море — вместе с экипажем и всеми пассажирами.
Плюнул тогда добрый человек и сломал свою машину времени…
И правильно сделал, потому что в том самолете летел крупный чиновник из какой-то южной страны, который обдумывал план, как бы ему развязать Третью мировую войну…
Сказка о Маленькой Планете и Сексуальной Революции
Посвящается Евгению Харитонову
На одной Маленькой Планете много-много лет подряд назревала революционная ситуация. Все её жители с нетерпением ждали, когда же, в конце концов, произойдет Сексуальная Революция. И тезисы по всем правилам писали, и призрак из окошка высматривали. Да только все напрасно — нет её, как нет. Не идёт. И главное все предпосылки были на лицо: те, что сверху, уже давно не могли, а те, что внизу, больше не хотели. «Ну что ты будешь делать», — сетовали удрученные жители Маленькой Планеты. — «Ну, что за жизнь без Сексуальной Революции. Не жизнь это вовсе, а сплошное издевательство над уважаемым социумом. Над нами, такими, вся ж Галактика смеётся…»
Плохо им было.
И вот, наконец, всем на радость настал тот день, когда, как говориться, вчера было рано, а завтра будет поздно.
«Свершилось», — обрадовались жители Маленькой Планеты и радостно высыпали на улицу. И действительно — свершилась Сексуальная Революция. «Вот теперь-то мы заживем по-настоящему, на высшем галактическом уровне», — решили все.
По этому случаю всюду устроили массовые гулянья с танцами, оргиями и салютом. Кругом вывесили яркие ленты и транспаранты с надписями: «Сексуальная Революция — важнейшее событие нашего времени!» Народ ликовал в предвкушении новой жизни…
Все думали, что теперь-то уж точно всё будет здорово.
Ни у кого и в мыслях не было, что согласно социально-историческим законам вслед за Сексуальной Революцией обязательно придёт… Сексуальная Гражданская Война!
Сказка об известном беллетристе и его самозабвенном поклоннике
Посвящается Алексею Щипкову
Один известный беллетрист был очень популярен в народе. Он писал много и с каждой книгой становился все известнее и известнее.
Его популярности не было границ. Его читали все, и всем он нравился.
Его книги не лежали на прилавках магазинов, их можно было купить только с рук за очень большие деньги. Одно за другим появлялись его произведения в журналах и газетах.
Его любили и взрослые, и дети. Но больше всех его любил один человек, который по праву считал себя самым большим и самозабвенным поклонником этого беллетриста. Его любовь не знала границ, потому что никого в мире он не любил так сильно. Больше всего на свете мечтал этот человек собрать все-все-все, что вышло из-под пера своего любимого автора; все его романы и повести и даже все его самые маленькие рассказики. Ох, и тяжко же ему пришлось. Он выписывал горы журналов, аккуратно собирал и подшивал их в папочки, постоянно толкался на книжных рынках — словом, мучился невыносимо. И наконец-то был вознагражден…
Одна к одной на трех его полках встали в ряд все книги любимого беллетриста, в пять толстых папок легли все газеты и журналы. Это был самый счастливый день в жизни поклонника, и был он на седьмом небе от счастья.
Однако недолго длилось его блаженство — на следующий же день в какой-то газетке вышел совсем новый рассказ известного беллетриста. Наш поклонник тут же бросился на поиски. В первом газетном киоске он ничего не нашел, побежал во второй, потом в третий… Проносился он так целую неделю, а как только нашел искомую газету, вдруг узнал, что в каком-то журнале уже вышла новая повесть известного беллетриста. Только всерьез задумался наш поклонник, где бы ему взять этот журнал, как вдруг узнал, что вышла еще целая книга любимого беллетриста, и готовится еще одна…
Затосковал наш поклонник от безысходности, а потом, не долго думая, подкараулил в темном проходе любимого автора и пристукнул его чем-то тяжелым.
И только тогда вполне успокоился, потому что, в конце концов, стал счастливейшим обладателем долгожданной полной коллекции произведений популярного беллетриста.
Главное — полной!
Продолжение в следующем номере.
Об авторе:
Андрей Щербак-Жуков – российский прозаик (в основном автор фантастических и сказочных произведений), поэт, критик. Премии — «Старт», Свердловск, 1994 (лучший дебют года), Интерпресскон, Санкт-Петербург, 1997 (номинация «Сверхкороткий рассказ»), Фанкон, Одесса, 1997 (номинация «За мини-жанр в фантастике»), РосКон, Москва, 2003 (специальный приз оргкомитета «РосКона» за лучший сборник), РосКон, Москва, 2004 (номинация «Критика, публицистика и литературоведение», 3 место), «Бронзовый РосКон»), Интерпресскон, Санкт-Петербург, 2007 (номинация «Сверхкороткий рассказ»), РосКон, Москва, 2009 (номинация «Критика, публицистика и литературоведение», 3 место, «Бронзовый РосКон»), Диплом Волошинского конкурса, Коктебель, 2010 (номинация журнала «Дружба народов» — «Я призрак истин сплавил в стройный бред…», рассказ с ироническим отношением к жизни), Звездный Мост, Харьков, 2011 (номинация «Критика, публицистика и литературоведение», 1 место, РосКон, Москва, 2011 (номинация «Критика, публицистика и литературоведение», 2 место, «Серебренный РосКон»).