Цифровое благополучие

Ольга КАМАРГО | Современная проза

— У вас долг…
— С чего бы? Откуда?
— Исполнительный лист в пользу Иванова Ивана Ивановича…
— Не знаю такого.
— У вас долг…
— Да я даже не знаю, кто это!
— У вас долг. Оплатите немедленно…
Тупая бездушная машина! Что ей объяснишь? Со зла она пнула её, а толку-то? Не добиться ничего, хоть изведись криком. А вот неприятности найти можно. За порчу автомата счёт выставят, не спрашивая. Людей в двадцать втором веке не найти, особенно в бюрократии. Всё заменило идиотское «цифровое благополучие». Поглотила и съела всё живое цифра. Раньше не работали чиновники, но их хотя бы видели, этих людей! Могли добиться адекватности жалобами — чтобы подумали, проверили информацию. Не так уж и давно то время. Она вела бизнес более двадцати лет и имела дело с этим.
«Я могу поломать эту грёбаную машину, а ничего не изменится, — думала она. — Только хуже станет: нарвусь на штрафы. Дел таких теперь в избытке, сама же недавно читала. Везде камеры, цифра, искусственный интеллект, бессмысленный и беспощадный, как русский бунт! Штраф, заблокированные счета, и некому разбираться, правомерно ли, законно ли. И тем более справедливо ли. Просто руки опускаются!»
Действительно, и что делать тогда? Да и сейчас — тоже, если никому ни до кого нет дела? Как противостоять системе? Платить и потом разбираться годами? Спасибо, нет столько денег и времени. Да и не много ли чести? Человеческая жизнь конечна и всё-таки не исчерпывается работой.
Можно подать в суд, но сначала — обязательная досудебная часть, жалобы. Хорошо, если хоть немного повезёт и в суд не придётся идти, решится быстрее! Опять деньги, нервы, время! Пока суд да дело, цифра-то не дремлет, блокирует счета без разбора. А это ещё хуже, потом ты можешь писать жалобы хоть на всю страну: в суд, приставам, Иванову Ивану Ивановичу. Налоговые и банки — они ещё хуже работают. Точнее, вредят, создают проблемы. Нельзя же это всерьёз считать делом.
Надо ещё как-то выяснить подробности: что за история, какой такой суд с Ивановым? Системе-то всё равно, но ей-то — нет! Ещё жалобы писать, а для этого информации не хватает. Мрак такой, жить не хочется. Бунт машин? Нет, даже до этого дело не дошло. Просто лень чиновников. Абсурд какой-то!
А сверху, как будто в насмешку, рекламный слоган: «Цифровое благополучие! Теперь не надо стоять в очередях!» И правда, стой, не стой — обдерут как липку, не спрашивая. Вот радость-то пришла, откуда не ждали!
Гнетёт усталость и безысходность… За что ей это? Ведь прилетают неприятности бумерангом… Почему?
Собравшись с силами, она позвонила, чтобы выяснить подробности. Кто такой Иванов Иван Иванович? Что за суд, откуда? Куда писать жалобы? Хоть что-то! Но людей в этом мире не осталось. Одни автоответчики и горячие линии, механический голос…
«Что вас интересует?»
«Если вас интересует сумма задолженности, нажмите…»
Жалобы вообще не предусмотрены. Нажмите то, нажмите это…
«Номер неверен…»
«Вы выбрали несуществующую цифру…»
«Ваш звонок очень важен для нас!»
До бешенства, до белых глаз! Двадцать второй век, а спросить некого! Роботы, автоматика, цифры! Ау, люди! Где вы? Вымерли, как мамонты?
И вместе с тем начались звонки — такие же, механические:
«У вас образовалась задолженность…»
«Ваш счёт заблокирован…»
«Немедленно погасите долг…»
Спросить некого, перевести некуда. Живых не осталось. Вся планета населена роботами.
Она помнила самое начало, ранние попытки властей и банков всё автоматизировать. Что-то ей рассказали, а что-то и сама застала. Так много надежд возлагалось на искусственный интеллект! Всю рутинную работу переложить: приём документов, проверку данных профилей, заполнение заявлений… Достаточно привязать кучу сервисов к одному личному кабинету, зашифровать, обезопасить вход, получить электронную цифровую подпись… И вуаля! Почти всё ты можешь сделать, не выходя из дома.
Тогда ещё многие операции выполняли люди, и от них можно было что-то потребовать. Даже если для этого приходилось писать жалобу начальству, пусть небыстро, но результат всё-таки был достижим. Но чем дальше, тем сильнее процесс усложнялся и удлинялся.
В первый раз она писала их много и получила ответ и помощь.
Во второй раз — тишина, зато подключился знакомый юрист, продавил.
В третий раз уже пришлось писать по старым адресам. Везде, сплошным потоком, не зная, получит ли ответ. У приставов, налоговых и даже банков уже всё стало безнадёжно. Работать, разбираться с нестыковками и ошибками никто не хотел, и при этом все жутко заняты — не подходи. А уж проблем с автоматикой у чиновников всех статусов какое-то нереальное количество помимо собственной лени и разгильдяйства. И чем дальше, тем хуже. Кто может пробить эту глухую стену равнодушия? Апатия захлестнула с головой. Но она завела себе систему: две жалобы ежедневно, через не могу.
Где-то приходили отказы мгновенно: не устроило что-то по форме, или адрес давно не существует, или никто не занимается этим. Одно хорошо — и жалобы уже тогда подавались в электронном виде, из дома, с компьютера или телефона.
Общаться с чиновниками не хотелось, а когда отключили и такую возможность… всё стало совсем безнадёжным. Ошибки-то не исчезали сами собой, даже после жалоб. Всё «улучшалось» до бесконечности, только теперь даже возможность исправлений исчезла. Не заточили на это систему — выживайте, как умеете. А лучше — молча платите и не возникайте.
Она очнулась в настоящем. Стало ли лучше после того, как люди окончательно исчезли с рутинной работы? Позвонила подруга:
— Мне звонят по твоим долгам автоответчики.
Утром позвонили заказчики:
— Мы не готовы с вами работать без счетов…
— Поймите правильно, это ваши проблемы…
— Когда решите, тогда и приходите, мы возьмём паузу…
Устроиться по найму невозможно. Любая служба безопасности проверит счета и откажет. И потом, месяц до зарплаты на что жить? А любое поступление денег спишется в пользу чужих долгов? Да уж, «цифровое благополучие».
Со старого адреса, десятилетней давности, и то позвонили:
— Приходят ваши долги!
Давно заплаченные налоги снова, не в первый раз, требуют оплатить. А ведь обжаловала же раньше! Да ещё и на бланке с рекламой: «Цифровое благополучие! Теперь не нужно стоять в очередях!» Не поспоришь. Не за чем и не к кому.
Сначала она впала в бешенство. Потом — в расстройство. А теперь — в апатию. А смысл что-то делать? Система бездушно её выживает, уничтожает. И если так — никому не нужно искать ошибки, эффективность в другом. Не в качественной работе, а в истреблении живого. Может быть, искусственный интеллект мстит естественному? Или покрывает общую безответственность. Пусть все умрут.
Она погрузилась в какое-то странное состояние, несвойственное ей. Будто сон, из которого не хочется выходить. Да и ради чего? Всю свою жизнь работала и делала это хорошо. Но теперь это не имеет ценности. Специалисты никому не нужны. Только мешают системе обирать, убивать, ломать…
«Мы с тобой давно не общались», — услышала она знакомый голос.
«Бабушка? Я уже умерла? Раз мы встретились. Ну, сейчас прилетит от неё… За всё подряд. Бабушка никогда не отличалась лёгким нравом. А сейчас я вижу её в хорошем зрелом возрасте, своём нынешнем».
«Ну вот ещё! — чуть насмешливо сказала гостья на её мысли. — Отвечаешь ты и так за эту ситуацию, разрешать-то её придётся тебе. Ещё и отбиваться от претензий всего мира, родных и близких. И порядок наводить».
Внучка застонала, как от сильной боли, и заплакала. Знакомая рука погладила её по голове.
«Плачь, девочка. Плачь, детка. Это нужно».
Когда слёзы закончились, она уже не спала. В комнате никого, и подушка мокрая. И только тот же голос в голове ласково сказал:
«Тебе помогут. Попроси, ты не одна».
Сил не хватало. Она заснула.
Звонок раздался с давно забытого номера.
— Здравствуйте! Давно не общались. Я — старший пристав. Получила вашу жалобу и отправила запрос в суд.
Когда-то мы общались, пачка жалоб не сразу, но всё же привела к прежним знакомым. Интересно, которая дошла? Времени много прошло.
— Так я просто в отпуск уходила! Искусственный интеллект оставался за главного.
Следующей позвонила заместитель начальника налоговой инспекции:
— Здравствуйте! Давно не разговаривали. Отчего вы к нам не зайдёте? Мы разобрались и готовы привести ваши дела в порядок.
А что сказать? Поблагодарить? За то, что, возможно, они наконец-то сделали свою работу? Но это неточно. А до чего они довели своей травлей? В прошлый раз они ответили, что всё сделали правильно. Юрист через суд доказывал, что нет.
— Может, вы отзовёте жалобы? Опять от вас целая пачка.
А вот позвонили из банка.
— Мы можем вам помочь! — радостно сообщили они. — Вы ведь отзовёте жалобы? Мы же не знали, как нам действовать! Прецедента не было!
«Нет!» — чётко сказал голос бабушки в голове.
— Нет! — Всё её нутро отказывалось оставить систему без проверки и, возможно, исправления. — Нет! Вы извиниться не хотите? За месяцы травли, судов и проблем, за заблокированные счета и выкручивание рук. За футбол между налоговой, судом, приставами и банками.
Цифра молчала. В её болоте исчезала любая инициатива, жизнь. Сработали старые добрые жалобы, хоть и спустя безумно много времени.
Телефон вновь стал волшебной палочкой. Звонили заказчики:
— Мы готовы.
— Выставляйте счета.
Звонили, приглашали на работу по найму:
— Вы выйдете?
— Когда? Надо срочно!
Звонил юрист:
— Налоговая просит мира. Такое бывает, но на этот раз они сильно напуганы.
Удовлетворение не наступало. Сколько ещё приводить всё это в порядок! Жизни не хватит.
«Тебе помогут», — услышала она снова.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: