«Сделать нашу жизнь более человечной…»
Михаил Алексеевич Годов – член Союзa Писателей Москвы, кандидат в члены Интернационального Союза писателей, поэт-сонетист, автор более 650 сонетов (в том числе них 9 венков), опубликованных в книгах сонетов: «Лики любви», «Симфония любви», «Учусь любви…», а также других поэтических сборников. Золотой лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси – 2008». В апреле этого года в популярной серии «Современники и классики» вышел новый сборник сонетов поэта «Я лишь о вечном с вами говорю…». В связи с выходом книги автор рассказал читателям о себе и своем творчестве.
Как давно Вы пишете стихи? Когда примерно пришли к форме сонета?
– Своим ответом я Вас, возможно, разочарую, но писать я стал поздно. Свое первое стихотворение я написал в… 23 года, и, конечно, о любви.
Но для того, чтобы прийти к сонету, мне пришлось пройти жизненный и творческий путь длинной в два десятилетия. Я вообще тяготею к классике: в литературе, музыке, живописи… Но при всем консерватизме и традиционализме моих взглядов я всегда открыт для всего нового. При одном условии – если это новое не противоречит моим принципам, моему жизненному кредо.
А в чем заключается Ваше кредо?
– Если речь об искусстве, то, на мой взгляд, искусство должно быть не деструктивным, разрушающим личность и основы мироздания, а напротив, созидающим, жизнеутверждающим. Тот же принцип я исповедую и в жизни. Я стремлюсь служить ей, любить и воспевать ее, но не отводить свой взгляд от всех ее несовершенств, язв, уродств, а напротив, безжалостно обнажать их, ставить диагноз обществу, Миру, в котором мы с Вами живем, с тем, чтобы сделать нашу жизнь более справедливой, человечной, красивой, ибо, как сказано: «красота спасет мир».
Что для вас поэзия? Хобби, ремесло, призвание? Как бы вы это определили?
– Ответ на этот вопрос вытекает из сказанного мною ранее в ответ на предыдущий вопрос. Поэзия для меня не ремесло и уж тем более не хобби.
Я считаю, что у каждого человека на земле есть своя божественная миссия. Проблема в том, чтобы понять это и найти свое, именно свое место в жизни, а не занимать чужое, каким бы привлекательным, на первый взгляд, оно ни было, не изменить себе и не разменять свою жизнь на мелочи, на пустяки, ставить перед собой высокие цели и достигать их.
Так вот, моя божественная жизненная миссия, как я ее вижу и чувствую, –
быть Поэтом и, конечно, гражданином, ибо«поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Писать сонеты труднее или проще, чем стихи, которые не относятся к твердым формам?
– Писать сонеты, да и вообще стихи, относящиеся к твердым формам, безусловно, труднее, поскольку такой выбор ставит пишущего в определенные жесткие рамки, а следование им требует как определенного уровня знаний по теории поэзии, так и соответствующего настроя души. И самая трудная из канонических форм – это, конечно же, венок сонетов, вершина поэтического мастерства! Я думаю, что многие поэты втайне мечтают написать венок сонетов, но не всем он покоряется. К примеру, известный советский писатель и поэт Владимир Солоухин всю свою жизнь мечтал овладеть тайной этого жанра и, когда в конце концов познал ее и сочинил два прекрасных венка сонетов, по его собственному признанию, был безмерно счастлив! Но таких примеров очень мало. Не знаю, в силу каких причин, но великие, гении рифмы не оставили своего следа в этом жанре, а жаль. Можете мне поверить: эту тему я скрупулезно исследовал. Из деяний признанных мастеров поэзии мне известны только два венка Валерия Брюсова, в том числе «Светоч», и на этом список заканчивается. Известный теоретик поэзии Шенгели относит этот жанр скорее к чистой теории. Но для меня как сонет, так и венок сонетов абсолютно органичны и полностью входят в резонанс со строем моей души.
Банальный вопрос: как стихи приходят к Вам? Что Вы делаете, чтобы найти вдохновение?
– Я отвечу Вам цитатой из одного из моих стихотворений, посвященных этой очень значимой для меня теме:
Стихи нахлынут, как стихия,
И грянут в душу, как гроза…
Что касается вдохновения – его тайна издавна волнует всех «тружеников пера». У меня с ним свои, очень интимные взаимоотношения. Все дело
в том, что в моей голове, в моей душе совершается безостановочная работа
по сопереживанию всем бедам и радостям Мира, в котором мы все с вами живем, и их глубокое осмысление… А потом, в одно прекрасное (воистину!) мгновение, плоды этого незаметного глазу труда «извергаются, как лава из жерла кратера вулкана» и «грубая материя» трансформируется в тонкую – в исповедь моей души…
Я вообще напрямую связываю мой творческий рост с ростом, развитием, совершенствованием меня как личности. Это мой путь. Я убежден, что главное для любого творца (в высоком смысле этого слова, если хотите –
Творца с большой буквы) – иметь в своей душе то трепетное, сокровенное, что просто невозможно в ней удержать, что вырывается спонтанно, как кровь из горла, как крик, крик мятущейся души! Если этого нет, лучше промолчи.
Как Вы обычно пишете? Вы проделываете работу в голове или используете черновики?
– На начальных этапах моего творческого пути, да и позднее, я действительно не мог обходиться без черновиков. Но с некоторых пор я прибегаю к ним все реже, поскольку на самом деле вся работа происходит в глубинах моей души и в моей голове. Попытаюсь дать Вам образную, визуальную картинку. Творческий процесс, как я его переживаю – это состояние, когда все ощущения, все чувства запредельно обостряются, их градус достигает точки кипения! В этой экстремальной ситуации мой мозг работает, как самый совершенный компьютер (да нет, пожалуй, не один компьютер за ним не угонится) и выдает мне мгновенно готовые решения: мысли, строки, слова…
Сошлюсь опять на цитату – из моей поэтической молитвы «Благослави меня, Господь!»:
Ведь Ты слова диктуешь эти:
Я к ним лишь рифму нахожу…
Есть ли у вас «личный критик», кто-то, с кем вы советуетесь, читаете ваши стихи самому первому?
– Мои личные критики – моя жена Юлия и мой друг Рауф, «крутой» профи: мастер художественного слова, историк, филолог и литературовед.
Публикуетесь ли Вы в Интернете? В целом как относитесь к Сети и сетевому творчеству?
– Да, я публикуюсь в Интернете, в частности на портале «Стихи.ру», в соцсетях, в интернет-журналах и к сетевому творчеству отношусь с одобрением и пониманием.
Вы живете в Германии и пишете не только на русском, но и на немецком. Знание иностранного языка помогает или, наоборот, мешает писать на родном?
– Знание иностранного языка никак не может помешать мне писать на моем родном русском, но дает возможность творить и на немецком. Могу сказать, что я для себя четко уяснил, что творческий процесс – он «и в Африке» творческий процесс. Если я выучу другие иностранные языки,
я смогу с такой же легкостью писать на любом из них, хоть на китайском.
Посещаете ли Вы Россию, общаетесь ли с бывшими соотечественниками?
– Да, я посещаю Россию и, конечно же, общаюсь с соотечественниками, благо их полно в Германии, Европе и мире. И вообще я полностью в курсе всего, что происходит на моей Родине, в России. Не говоря о том,
что у меня есть русское телевидение и я читаю русские газеты, в эпоху интернета информация и общение доступны всем, у кого он есть.
Хочу добавить, что именно живя заграницей, хоть это и может показаться парадоксом, я еще больше полюбил мою Родину! И здесь я не могу не сослаться на гениальные поэтические строки:
Лицом к лицу – лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Стихи каких поэтов Вы любите и цените? Кого могли бы назвать своим учителем?
– Среди стольких прекрасных русских и зарубежных поэтов, «имя которым легион», трудно выбрать всего несколько имен. Назову навскидку. Из русских: Есенин, Бальмонт, Вознесенский, Лермонтов, Высоцкий… Из зарубежных: Шекспир, Верлен, Бодлер, Беранже, Бернс.
Мой Учитель? Шекспир, но этот список тоже нельзя ограничить одним именем. Но главный мой учитель – Жизнь: я ее вечный школяр!
И молю ее об одном – чтобы она позволила мне и дальше постигать ее науку.
А из прочитанных Вами прозаических книг какие бы вы назвали главными для себя? Если бы Вам предложили выбрать, допустим, пять важнейших книг?
– Вы опять ставите меня в затруднительное положение. Но я попытаюсь.
Новеллы О. Генри, рассказы Джека Лондона, роман Э. М. Ремарка «Три товарища»,«Война и Мир» Льва Толстого, рассказы Чехова.
Какие из Ваших стихотворений вы считаете лучшими?
– Этот вопрос тоже не из легких, ведь мои стихи – это мои дети. Но я все-таки рискну – мои венки сонетов: «Симфония любви», «И день прожить…», «Учусь любви…», «О женщины!», «О человек!».
Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?
– Писать, издаваться, Любить жизнь и воспевать ее красоту и ее высшее проявление – любовь!
Редакция благодарит Михаила Алексеевича за беседу и желает дальнейших успехов, новых достижений и творческого роста. С нетерпением ждем новых публикаций.