РАССТРЕЛ   РОМАНОВЫХ

Анатолий ИЗОТОВ | драматургия

Издается в авторской редакции

Драма  в одном действии

Действующие лица

Комендант, руководитель группы, исполняющей приговор.

Царские дети: Анастасия (молоденькая девушка), Мария (вторая девушка), Ольга (третья девушка), Татьяна (четвертая девушка), и юный цесаревич  Алексей). Царь. Царица. 

Место действия – мрачный подвал, освещенный электрической лампочкой.

За сценой слышатся одиночные выстрелы, возня, удары.

Комендант

(стоит на правой стороне сцены с маузером в руке)

Я исполнил приказ – жизнь прожита не зря:

Только что я убил  зло России – царя!

Только что мы его  расстреляли семью,

Вот сейчас еще тех, что трепещут, добью,

А потом трупы всех растворю   в кислоте,

И никто не найдет даже царских костей!

И не станет преград на прекрасном пути,

Чтоб отчизне скорей в коммунизме цвести…

На левой половине сцены появляется молодая девушка.

Комендант

(роняет оружие и невольно крестится)

Кто ты? Призрак убитой, шальная звезда?

Ты похожа на Настеньку, только бледна…

Анастасия

Я – сестра милосердия,  я – Романовых дочь.

Как могла,  я старалась несчастным помочь:

Я носила лекарства,  я меняла бинты,

Я сидела сиделкой у безногой  «братвы».

Я читала молитвы за спасенье души…

Что ж меня добивают, как дичь,  латыши?

Штык страшнее нагана и острей, чем ланцет!

В большевистской России милосердия нет.

К Анастасии подходит вторая девушка. Из ее шеи сочится кровь.

Комендант

Снова барышня – тоже из царских детей?

В твоем теле ведь дюжина   желтых смертей!

Воскресил тебя доктор? Но раньше  не стало его!

Здесь в живых, кроме наших стрелков, никого!

Вторая девушка

Я – Мария Романова,  не пойму до сих пор:

Я убита в театре иль в подвале — в  упор?

Снилось мне, что на сцене я – Лариса, и вот

Пуля в шею, под сердце, в плечо, и в живот…

Исчезают и гаснут лица, ужас и боль…

Я еще не сыграла  свою лучшую роль!

Я еще не сказала,  что вы   –  зверь, комендант.

В большевистской России убивают талант.

Появляется третья девушка. .Лицо ее пылает гневом,

она  прикрывает остатками одежды грудь и смотрит поверх

коменданта.

Комендант

Латыши   все забрали с тебя: крест, корсет, жемчуга,

Грудь нещадно изрезали  жалом стального штыка…

Я забыл твое имя, ты, кажется, старшая дочь,

Не успел прочитать в приговоре –  темна эта ночь

Третья девушка

Я – Романова Ольга, шлю проклятие вам, 

Хладнокровным убийцам и подлецам!

Мы – лишь царского рода, но давно не цари,

Что ж глумитесь над нами,  палачи – упыри?

Что ж казните не царских, как и нас,   без суда?

Где ж обещанный  вами гуманизм, господа?

Что ж нас прячете, льете на лицо кислоту?

В большевистской России вам гореть, как в аду!

Появляется четвертая девушка, на ее голове красная косынка.

Комендант

(грустным голосом)

Как свежа и прекрасна!  О Таня! В тебя не хотелось стрелять.

Но приказ большевистский  суров:  мы должны убивать!

И тебя, как и всех,  погрузили мы в едкий раствор,

Чтобы он поглотил  красоты твоей  нежный узор.

Царский род – это  главный, наш классовый враг,

Вместе нам на земле не бывать,  не ужиться никак!

Четвертая девушка

Я – Татьяна Романова,  жаль мне жизни до слез:

Мне давно полюбился кронштадский матрос,

Запах моря и бунта он принес в лазарет,

От его поцелуев дрожь, истома и бред.

Я бы с ним убежала на другой материк –

И у бывшей царевны был бы муж большевик.

Но меня застрелили, не спросив ни о чем.

В большевистской России  весь народ обречен.

На переднем плане появляется  юный цесаревич.

Комендант

Слабый мальчик,  тебя мы прошили насквозь!

Взор твой жжет и морозит – по самому сердцу мороз!

Знаю я: убивать малолетних и грех, и порок,

Но порочней всего не исполнить партийный свой долг!

Не страшат меня смертные муки, ни пытки, ни ад,

Знаю также я, что убиенные не говорят,

Только бесит, смущает: зачем говорит пустота?

Может, ты просветишь меня:  чьи это  молвят уста?

Цесаревич

(Не замечает коменданта)

Я – Алеша Романов…  Адский жар, бред и вздор!

Кто стрелял в тебя, мама? Кто терзает сестер?

Наш линкор затопили – в трюмах волны кипят,

Разорвал мое сердце трехдюймовый снаряд.

Тяжелы мои руки, на подошвах – свинец…

Помоги, помоги им, мой уставший отец!

Ты сражен! Кто же женщин заслонит от резни?

В большевистской России   беззащитны они. 

На сцене  царь, в руках он держит подушку.

Комендант

Вот и царь!   Хоть больна, но живуча старинная кровь –

Вы, убитые,  будто из пепла рождаетесь вновь! 

Царь

Наш расстрел не гремит, как салют в вашу честь,

Безрассудна, слепа эта дикая месть!

Для России,  объятой  гражданской войной,

Царь казненный опасней, чем царь отставной.

Пухлы ваши проблемы, глухи тупики.

Вы шагаете к пропасти, большевики.

Без монарха Отчизна могла б преуспеть,

Без царя в голове –  бед в России не счесть!

К царю подходит царица.

Комендант

Знаю, Матушка, было здесь все не по-царски, прости, –

Повели мы Россию совсем по иному пути.

Ваше племя взрастало на нашей, народной, крови…

Час расплаты настал: кровь теперь  проливаете вы!

Царица

Весь мой род покосили, как живые цветы,

Мы дожили в России  до последней черты!

Оборвались все нити здесь, у мрачных дверей,

В сердце сгусток мучений всех земных матерей.

В заточенье не дали раньше мне умереть,

Знать, важна комиссарам наша страшная смерть.

Нет душе упокоя, могила пуста,

В большевистской России расстреляли Христа!


Комендант замертво  падает к ногам царицы.

Занавес.

От автора:

Родился летом 1940 года в Калужской области. Детство и юность прошли в Крыму, в селе Богатое (бывшее Бахчи-Эли), что расположено ровно посредине между Симферополем и Феодосией. После окончания средней школы год работал на Донбассе, затем поступил в Новочеркасский политехнический институт. По окончании института получил диплом инженера-гидрогеолога и направление на работу в П/Я. Десять лет проработал на уранодобывающем предприятии в закрытом городе Учкудуке. Затем, как опытный горный инженер, был направлен в Северную Чехию в заграничную командировку, которая затянулась на десять лет. По чешской тематике защитил кандидатскую диссертацию, затем вернулся на родину. Работал в институте ВИОГЕМ (г. Белгород), став со временем его главным инженером. В настоящее время являюсь научным консультантом этого института.

С пятнадцати лет начал писать стихи. Первые публикации появились в газетах «Кадиевский рабочий» и «Кадры индустрии» (1958–1964 гг.). Одно из произведений того периода, белый стих «Письмо из Средней Азии», вошло в книгу «Письма из тополиной весны», выпущенную Ростовским книжным издательством в 1967 году.

Прозу пишу с 1965 года. Ранние произведения – повесть «Охота на Клеопатру», рассказы «Фархад», «За тех, кто в поле» и другие – долгое время не мог опубликовать в силу специфики работы на закрытом предприятии. С 2005 по 2010 годы издал малыми тиражами четыре книги – сборник стихов, сборник рассказов и два романа.

Активно занимаюсь литературными исследованиями, особенно плодотворно – творчеством М. Ю. Лермонтова и Гомера.

С 2015 года являюсь членом Интернационального Союза писателей».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: