Марина Бурлакова: Поэзию люблю с детства

Елена ВАСИЛЬЕВА | Интервью

Бурлакова

Марина Геннадьевна Бурлакова – натура изящная, душевная организация тонкая, посадка аристократическая, каждый из этих эпитетов нашел отражение в главном ее таланте – писательской деятельности. Она – поэтесса, прозаик, автор песен и их исполнитель. Марине Геннадьевне присущи большая любовь к музыке и России, это замечательно раскрывается в ее стихах, а затем и песнях в стилистике русского народного творчества.

Писательница увлекается историей, философией, ведет исследования по генеалогическому древу в архивах Ульяновска и Самары, в результате чего ей удалось установить, что ее родовая ветка произошла от графского семейства Сергея Владимировича и Марии Владимировны Орловых-Давыдовых.

Будучи потомком знаменитой семьи, Марина Геннадьевна просто не могла оставить этот факт «без внимания», поэтому надеемся в скором времени, читатели смогут ознакомиться с новым романом, для написания которого писательница пока еще активно готовит информацию.

В декабре 2016 года Марина Бурлакова приняла участие в финале VII Международного музыкального конкурса, который прошел в Германии, как автор и исполнитель своих песен, и получила звание «Финалиста Шансон – 2016», за исполнение и текст авторской песни. Сегодня писательница, поэтесса, исполнительница в гостях у «Русского колокола» и у нас, от лица всех читателей есть возможность задать вопросы ей лично.

Марина Геннадьевна, расскажите, что значит поэзия в вашей жизни?

– Поэзию люблю с детства. Поэзия – это когда объект превращается в поэтический образ, эмоции – в чувство и душу стиха, движение мысли ложится строкой на листе бумаги или льется в песне. Это – вечность, которая никогда не умрет.

Как вам пришла идея создания песен на ваши стихи?

– С песней тесно связана моя жизнь, с детских лет я пела в хоре и сольно со сцены, мне всегда нравились песни, в них я слышала не только красивую музыку, но и обязательно вдумывалась в смысл стихов. Еще совсем в раннем детстве я вслушивалась в бабушкины пластинки Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Утесова, могла целыми днями их слушать, голоса завораживали. Позже моими любимыми исполнителями были Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев и Валерий Ободзинский.

Когда я начала писать свои стихи, многие из них были созвучны какой-то мелодии, мне об этом говорили многие мои слушатели, что на строках лежат ноты или наоборот, то есть их хотелось петь, а не читать. Я люблю стихи о Родине, о России, с проявлениями всей ее старинной нетронутой красоты, с самобытностью и русскими обычаями. Так родились строки моей песни «Первопрестольная»:

Даль полей бела, снега пушистые,
Синь ветвей вдоль серебристая,
Тройка русская, быстроногая,
Бежит резво так, что душу трогает.
Хрусталем трещат реки длинные,
Славит родину песнь старинная.

Бытует мнение, что поэту никогда не удается создать интересную мелодию, а как считаете вы сами?

– Ну, здесь я возражу! Вот, например, песни Булата Окуджавы, которые знает от мала до велика вся страна: «Виноградную косточку в теплую землю зарою», «Бери шинель, пошли домой», «Мы за ценой не постоим» и много других шлягеров. Вот и я создаю свои песни еще задолго до написания самого текста, сначала плывет музыка и она рождает строки, потом получается песня, и музыканты мне подбирают аранжировку и создают аккомпанемент.

Вообще люблю читать музыкальность в литературных произведениях, не только в поэзии, но и в прозе. У многих классиков эта тонкая грань между словом и музыкой чувствуется, плетет свои чудные ажуры. Вот, например, как у Гоголя в «Сорочинской ярмарке» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», слышим музыку и воспринимаем ее, как есть, как задумал сам автор в голосах перепелок, в крике чайки, жаворонков.

Как думаете, какова роль песенного жанра в нашей культуре?

– Песня – это огромный вклад в культуру и развитие нашего мировосприятия, особенно это важно для подрастающего поколения. С древних времен на Руси песня выражала все: и боль, и переживания, и любовь, впрочем, как и сейчас. Скажу так – когда в России еще не было всеобщей грамотности, песня несла в себе культуру и историю народа, ее не читали – ее пели в напевах, в частушках, в колыбелях, в прибаутках: и в праздники, и в горе, и на войне.

Сегодня, к сожалению, основная масса людей разучилась читать книги, не любит поэзию, но все слушают песни, а это большого стоит. Единственное, нужно, чтобы песня несла в себе смысл, чувства, взывала к мысли. Вот посмотрите, как много было создано поэтами песен и гимнов о «Бессмертном полке», это же сегодня, это при том, что просто читать стихи о войне молодежи не интересно, а патриотизм народа с его патриотической песней на устах у многих, а значит патриотизм через песню или наоборот. Я тоже написала «Гимн Бессмертному полку» (отрывок):

Поклонимся, поклонимся сейчас,
У обелисков, где глядят на нас
Солдаты – победители в войне.
Минуту помолчим мы в тишине.
Чтоб помнили, не забывали никогда,
Какой ценой досталась нам война,
Как уходили в бой за матерей,
За Родину, за малых сыновей.
Полки бессмертные шагают по стране,
И люди русские не будут в кабале.
Под вражьим полчищем фашистского лица
Помянем всех, кто отдавал сердца.
Кто погибал и воскресал в бою,
Кто оставался, был еще в строю,
Кто раненых в бомбежке выносил,
Кто Господа о Мире умолил!
Кто хлеба корку отдавал бойцу,
Кто партизанил, чтоб помочь отцу.
Кто у станков снаряды выпускал,
За весь народ, что от войны страдал!

Марина Геннадьевна, присуща ли вашим песням некая сценичность?

– Да, конечно, без сценичности не представляю песни, должен быть всегда смысл и образ, песню надо не только петь, ее надо играть на сцене, надо вжиться в нее, вот тогда она затронет сердца слушателей, тогда будут бежать мурашки по коже или холодок. Тогда она становится шлягером, известной, народной.

А что насчет ваших песен – их кто-то, кроме вас, исполняет?

– Свои песни исполняю я сама, и совсем скоро выйдет мой сольный альбом на мои стихи «Песни, спетые душой». Я, конечно, не жадный человек, и если кто-то еще пожелает их исполнить, с большим удовольствием подарю их исполнителю. У меня есть по этому поводу задумки, пока не буду называть исполнителей, в чьих голосах я вижу свои стихи.

В вашем сборнике «За жизнь, давай поговорим» в серии «Современники и Классики» собраны лучшие ваши стихи или все, и почему такое название сборника?

– «За жизнь!» Думаю, что само название говорит за себя. Жизнь – это наше присутствие в этом Божьем мире, и все с этим связанное: природа и ее красоты, тоска по родине, дети, любовь, друзья, помыслы и рассуждения. Много стихов не вошло в этот сборник, они очень личные или критичные, думаю, что в следующем. Жизнь продолжается, а значит, будут и новые впечатления, и новые стихи.

Кстати, о религии. Вы верите в Бога? В ваших стихах часто есть обращение к Небу, к Всевышнему: «Господь ты мой, прошу тебя…» или «Друзей навряд ли выбираем, друзей дают нам Небеса»?

– Я считаю, что все творчество подарено Богом и, конечно, я верю! Жаль только, что люди не всегда это понимают сразу, а зачастую, лишь тогда, когда вдруг тяжело или беда, тогда просят о помощи. Я так думаю, что каждая частица человека связана со Вселенной, то есть с Богом, и все, что в нас заложено – это дар его!

Как вы создаете свои стихи?

– Стихи вызревают в душе, это как таинство. Никогда не пишу за столом, по принципу «вот прям села, взяла ручку и начала рифмовать слова». Все по-другому. Обычно, сначала в голове крутится пара строк, и стоит войти в транс или, так сказать, отключиться от внешних раздражителей, то дальше может идти стих. Многие мои стихи я даже не хочу переделывать, пусть останутся, как они мне пришли, несмотря на некоторые неправильности в литературной рифме, как например, не рекомендуется рифмовать глаголы. Кто создал все эти законы? Люди, литературоведы, критики. А вот стихи, они из глубины души, а она, душа, – частица Бога, значит это послание свыше. Стихи от души отличаются от просто рифмованных по всем правилам строк. Поэзия – это поэтические образы, чувства, слова души. Считаю, что когда говорит душа, то такие стихи и нравятся до слез, до мурашек, до крика! Они выразительны, и порой прожиты собственной судьбой или чужой, но прошли через тебя током.

Кто из сегодняшних поэтов вам интересен своими строками?

– Поэтов сегодня достаточно много хороших, благодаря современным СМИ и интернету, можно много прочитать не только то, что отобрали специалисты и издали. Хочется выделить Дмитрия Дарина, я его для себя открыла совсем недавно, мы познакомились на фестивале «Во славу Бориса и Глеба» в Борисоглебске, прочла и влюбилась в его стихи, особенно запомнилось «Сердце на ладони» – потрясающе. Проза его, «Барак», – как сказано о доброте и любви – сильно! Нравятся стихи Виктора Пеленягрэ, особенно в песнях, а когда он их еще и сам поет, это великолепно: «Ключевой водой напои меня…», «Как упоительны в России вечера». У таких талантов есть чему учиться.

Есть ли у вас наставник в вашем творчестве?

– Вопрос интересный, так сложилось, или поправлюсь, видимо, он мне дан Небом, конечно же, это Александр Николаевич Гриценко. Несмотря на его молодой возраст, я его в шутку называю «наш отец». К нему действительно можно обратиться с любым вопросом, и у него на все есть ответ, он не только вдохновляет, но и подсказывает, как продвигать свое творчество, и все для этого делает и сам. Недавняя его поездка в Америку к агентам по литературе дала свои ростки, и теперь многие авторы Интернационального Союза писателей получат, благодаря ему, известность за океаном. Смотришь в его добрые, открытые, умные глаза и просто диву даешься – на беседы задушевные и наставления, на критику, на все хватает у него времени. Он для меня даже больше, чем наставник, он для меня друг, а друзей точно «посылают Небеса…»

Что бы вы пожелали читателям?

– К своим коллегам-писателям я бы обратилась такими строками:

Творцы земли пришли по воле Неба
Писать, творить, оставить души след.
Как пролетевшая во млечности комета
Для вечности рассейте вы свой свет!
Пусть пробуждает ваше слово
Потребность в чистом воздухе сполна,
Ибо от грязи и от пыли умирает
Неочищенная и темная душа.

А читателям хочу пожелать мирного неба над головой, добра, и открывать для себя новые произведения и новых авторов, обогащая разум и душу.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: