Горячая точка

Саша КРУГОСВЕТОВ | Рецензии

Лапкин

Ярослав Веров, Игорь Минаков, «Как он был от нас далек», «Настоящая фантастика — 2016», «ЭКСМО», 2016.

В июне этого года любители фантастики смогут найти на книжных прилавках новый сборник «Настоящая фантастика — 2016». Я познакомился с этой книгой на этапе верстки и решил воспользоваться своим эксклюзивным правом написать рецензию до выхода сборника.

Сборник очень интересный, я прочитал его и хочу выделить повесть Ярослава Верова и Игоря Минакова «Как он был от нас далек». Дуэт авторов известен нам с 2008 года. Соавторы выпустили романы «Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества», «Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила», а также повести: «Операция «Вирус», вошедшая в одноименный сборник и недавно опубликованная в Эстонии на эстонском языке, «Cygnus Dei», «Отель для троглодита». Мне лично очень нравится роман Ярослава Верова «Господин Чичиков» — острый памфлет, фантастика, море юмора. Новая повесть формально находится в разделе фантастики, посвященной путешествиям во времени. Ну что же, раз авторы настаивают, что главное — это твердая научная фантастика и путешествия во времени, рассмотрим для начала повесть именно  с этих позиций.

Трудную задачу поставили себе авторы. Тематика путешествий во времени настолько разработана, что, казалось бы, не оставляет места для новых идей. «Назад в будущее», «Терминатор», «Пришельцы», «Люди Икс. Дни минувшего будущего»… Книги, кинофильмы — им несть числа.

Есть ли вообще предпосылки для создания машины времени?  В голографической модели вселенной Бома и Прибрама прошлое и будущее уже существуют, настоящее лишь «высвечивается» потоком времени. Проводятся опыты по уплотнению и повороту стрелы времени с помощью зеркал Козырева и машины Роналда Малета из Коннектикута.

Какие основные концепции путешествий во времени находим мы в литературной и кинофантастике?

Основополагающая идея: возврат в прошлое может существенно поменять настоящее (или будущее, если герои стартовали из будущего). Эффект бабочки — «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Какой вывод? Надо так путешествовать, чтобы не было последствий. Например, чтобы вернувшиеся в прошлое тут же погибли и не оставили следов. Другой вариант — группа путешествующих во времени замыкается сама на себя, живет обособленно и никого других не затрагивает (фильм «Патруль времени» по рассказу Хайнлайна «Все вы зомби»). Еще вариант — путешественник многократно возвращается в прошлое, переделывая каждый раз настоящее до тех пор, пока не добивается искомого фиксированного результата (фильм «Грань будущего» Д. Лаймана).

Стивен Хокинг формулирует «гипотезу защиты хронологии». Вселенная, по его мнению, должна иметь встроенный временной ограничитель, чтобы каждый раз, когда кто-нибудь находится на грани создания машины времени, ограничитель срабатывал и прекращал ее действие до того момента, когда появляется шанс «повредить время». Однако в законах физики, видимо, нет никаких ограничителей времени. Гипотеза защиты хронологии больше похожа на попытку выдать желаемое за действительное.

Часто высказывается мысль, что путешествие во времени невозможно из-за того, что в результате таких путешествий возникают известные парадоксы непоследовательности («дедовский парадокс» — путешественник возвращается в прошлое и становится причиной смерти своего деда еще до появления на свет собственного отца) и знания (критик возвращается в прошлое и показывает будущему великому живописцу репродукции его будущих картин, а тот переносит их на полотно).

Эти парадоксы следует снимать — как, например, это достигается в модели ветвящихся вселенных Х. Эверетта. Но есть и другое решение — смириться с этими парадоксами! Принять их как данность. Неразрешимых парадоксов много — парадокс слуги, парадокс брадобрея, парадокс крокодила… Мы не можем их разрешить, не можем снять логическое противоречие. В соответствии со второй теоремой Гёделя о неполноте, констатирующей ограничения, которые присущи всем «достаточно сложным» формальным системам. Поэтому мы и не можем выйти за рамки нашего мышления. Что нам делать? — надо смириться.

Приведу пример, как можно принять парадоксы времени, добиться мирного сосуществования с ними. Предположим, мы живем в будущем и выясняем, что это будущее не могло бы состояться, если в прошлом не произошли бы некоторые события (например, появилась двойная спираль ДНК). Мы отправляем десант  в прошлое, чтобы уточнить, были ли эти события, и складывается так, что этот десант сам эти события и порождает, например, вносит ДНК в исходный «бульон жизни». Система непротиворечива. Именно так и происходит в повести Верова и Минакова. Не в смысле «бульона жизни». А в смысле взаимодействия прошлого и будущего. Посланная из будущего героиня запускает в прошлом «правильный» ход событий.

Что это? — мудрость и дальновидность компьютера, вмешательство провидения, закономерность, которую мы не знаем?

Может быть, не стоит размышлять над этим? Парадокс в данном случае снят — вот и хорошо! В нашей обычной жизни тоже много загадок, разрешить которые нам пока не по силам. Много логически неразрешимых парадоксов, с которыми мы мирно сосуществуем. Так что в повести «Как он был от нас далек» нам предложили достаточно новый способ разрешения временных парадоксов.

Мне не хотелось бы останавливаться только на научно-фантастической стороне повести. Книги Ярослава Верова и Игоря Минакова отличаются разнообразием граней.

Героиня повести, милая девушка Таня, жаждет из чудесного мира будущего, напоминающего мир Ефремова, условно — Эры Общего Труда, — вернуться назад, в СССР, в Ленинградскую область, для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Силой случая и по рекомендации суперкомпьютера она после неожиданной встречи с марсианами переносится в наши дни. И включается в борьбу с некими захватчиками в одной из горячих точек «Русского мира». И все сходится. Таня находит своего суженого, местного парня Серегу Карнаухова, вместе с ним дает начало космической династии Карнауховых, в преклонном возрасте они оба встречаются с безумно обаятельными марсианами, и это открывает дорогу для возрождения Марса с участием цивилизации землян.

Ни захватывающий сюжет, ни шикарные описания технических чудес будущего и волшебной архитектуры возрожденного Марса не отвлекут нас от главной идеи повести. И когда раздаются аккорды кульминации и коды, мы понимаем, что это произведение в первую очередь о людях, которые хотят и могут в любых условиях отстаивать свои принципы и бороться за свободу родной земли. Это книга о Родине, о праве русского человека жить на своей земле и говорить на своем языке. Книга о том, что иногда на маленьком, многострадальном клочке земли, где здесь и сейчас столкнулись самые крупные геополитические игроки, могут решаться проблемы огромных и могущественных стран —  Америки, Европы, России. От мужества, стойкости и выдержки пассионарных людей, бьющихся за интересы своей земли, от их победы или поражения может зависеть не только судьба этих небольших областей, но жизнь и само существование населения их городов и деревень.

В повести пассионарии побеждают. И дают дорогу мирной жизни и прогрессу не только своего края, не только на всей Земле, но и на Марсе. Думаю, повесть «Как он был от нас далек», в первую очередь, об этом.

Об авторе:

Саша Кругосветов, детский писатель и публицист Саша Кругосветов, математик, философ, мастер боевых единоборств, всю свою сознательную жизнь интересовался личностью знаменитого капитана Александра, жившего во второй половине XIX — начале XX века, и изучал историю его путешествий.

В 27 лет стал кандидатом технических наук. Написал три докторские диссертации. Опубликовано более ста научных трудов в области математики  и электроники. Заслуженный изобретатель СССР — 27 авторских свидетельств. Все внедрены. Руководил подразделениями, занимающимися исследованием  и проектированием в области ракетостроения. Позднее руководил подразделением в Академии наук СССР. Был руководителем ряда опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ.

Параллельно преподавал в Институте повышения квалификации руководящих работников. В 1991 году ушел из Академии в связи с закрытием направления.  В настоящее время предприниматель, руководитель предприятия. Ветеран труда. Награжден медалями «За доблестный труд», «За вклад в развитие местного самоуправления».

Член Союза писателей-переводчиков г. Москвы, член Интернационального Союза писателей, куратор Петербургского отделения Интернационального Союза писателей, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон). Медали имени А.С. Грибоедова, имени Адама Мицкевича. Гран-при Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг»-2013: «Новое имя в фантастике». Лонг-листер премии «Золотой Дельвиг»-2014 «Литературной газеты». Победитель Всероссийского литературного конкурса «Бумажный ранет»-2014. Премия Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг»-2014: «Фаворит НИФа». Премия «Алиса» фестиваля фантастики «РосКон-2014» за лучшее детско-юношеское произведение года. Премия «Серебряный РосКон-2015» в номинации «Повести и рассказы». Лауреат литературной Московской премии 2014 года в номинации «Публицистика» имени Владимира Гиляровского. Премия «Изумрудный город» за лучшее детско-юношеское произведение Крымского фестиваля фантастики  «Созвездие Аю-Даг»-2015. Вторая премия «Малая Медведица» Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг»-2015.

В студенческие годы писал тексты, рисовал декорации, выступал в КВНах, участвовал в агитбригадах. Выставлял свои графические работы на выставке художественного творчества молодых ученых Академии наук СССР. Был чемпионом Ленинграда по академической гребле. Более 35 лет занимался боевыми единоборствами. Много путешествовал.

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: